От Байкала и обратно

За день Рузида Гараева отшагивает километров десять. В жару, под дождем, в метель. Вот уже более трех десятков лет каждое утро набивает она свою сумку письмами, газетами, открытками и квитанциями, чтобы разнести корреспонденцию по адресатам. Работает она почтальоном в отделении связи села Чепчуги Высокогорского района…

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Таким маршрутом почтальон Рузида Гараева ходит пешком уже более тридцати лет

 

За день Рузида Гараева отшагивает километров десять. В жару, под дождем, в метель. Вот уже более трех десятков лет каждое утро набивает она свою сумку письмами, газетами, открытками и квитанциями, чтобы разнести корреспонденцию по адресатам. Работает она почтальоном в отделении связи села Чепчуги Высокогорского района, а обслуживает жителей трех населенных пунктов, в том числе деревень Малые Бирюли и Байкал.

Познакомились мы с Рузидой Шарифовной при весьма торжественных обстоятельствах. Недавно в Чепчугах состоялось открытие реконструированного отделения почтовой связи. В начале года УФПС “Татарстан почтасы” вошло в состав единого федерального предприятия “Почта России”, и с тех пор все отделения, их интерьеры оформляются в едином фирменном стиле. При этом вводятся единые потребительские стандарты, то есть житель сельской глубинки должен получать те же почтовые услуги, что и горожанин. Для реализации этих планов “Почта России” уже инвестировала в “Татарстан почтасы” около 160 миллионов рублей. Первое стандартизированное почтовое отделение открылось в Казани в апреле нынешнего года, до конца года ввести “дресс-код” планируется в 30 отделениях почтовой связи.

Преобразилось после реконструкции и отделение в Чепчугах. Сельчанам стал доступен почтовый сервис европейского уровня – вплоть до скоростного Интернета. Здесь же можно осуществлять платежи в режиме online, оформлять железнодорожные билеты, приобретать автобусные билеты на междугородные маршруты, даже покупать продукты и т.д.

Если в небольших населенных пунктах других регионов России отделения связи порой невозможно сохранить оттого, что местные власти не могут предоставить помещения, то в Татарстане такой проблемы нет. Пошли навстречу почтовикам и высокогорские власти, которые признают социальную значимость почты в сельских районах, где она является порой единственным способом связи с окружающим миром. Вот и в открытии отделения после реконструкции приняли участие глава Высокогорского муниципального района Рустам Калимуллин, руководство УФПС “Татарстан почтасы”, представители религиозных конфессий, общественность.

В этот день Рузиде Шарифовне, как одному из лучших почтальонов района, директор УФПС “Татарстан почтасы” Регина Кузнецова вручила благодарственное письмо и почетную грамоту. Не “звездная болезнь”, а почтенный возраст и большой стаж работы, любовь к ней жителей позволили Гараевой даже под бдительным оком начальства откровенно рассказывать нам о волнующих ее коллег проблемах. Как оказалось, в отрасли, семимильными шагами идущей к IT-технологиям, дают о себе знать проблемы прошлого века.

Работа сельских почтальонов не только требует немало сил и выносливости, она еще и опасна, особенно в дни доставки пенсии. В 2008 году на волне убийств работников почты МВД РФ совместно с федеральной сетью “Почты России” разработало программу защиты почтальонов. Чтобы лишний раз не привлекать внимания к сотрудникам почты, им разрешили не носить форму, снабдили газовыми баллончиками, а в дни раздачи пенсий сельских почтальонов сопровождают участковые милиционеры. Тем не менее в прошлом и позапрошлом году при исполнении служебных обязанностей в Татарстане погибли два почтальона.

Кроме того, несмотря на востребованность и социальную значимость, работа письмоносцев остается одной из самых низкооплачиваемых. К примеру, оклад у той же Гараевой – одна тысяча двести рублей, и даже система надбавок за дополнительные услуги незначительно влияет на итоговую зарплату. И как только отрасли удается обходить закон о выплате МРОТ в размере 4330 рублей?..

Как нам пояснили в “Татарстан почтасы”, при оплате труда почтальонов учитываются время, затраченное на доставку корреспонденции, километры прохода, сортировка писем и газет, выдача пенсий и т. д. Если нагрузка укладывается в норматив, то почтальон получает полную ставку, если нет, то, как в случае с Гараевой, – треть. Но скоро в рамках оптимизации, проводимой “Почтой России”, зарплата повысится. В республике предполагается объединение и укрупнение почтовых отделений, увеличение объема работ (оператор, начальник участка и почтальон, например, могут быть в одном лице), увеличение участков обслуживания. Предстоит и сокращение кадров, под которое в первую очередь попадут работающие пенсионеры. Сэкономленные в результате реорганизации деньги и будут направлены на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников.

Последние, если верить журналу “Форбс”, в 2016 году перестанут быть востребованными, так как к этому времени люди полностью откажутся от бумажной почты… Эх, не были аналитики уважаемого журнала в наших деревнях и селах, для жителей которых каждый приход  почтальона  – не только праздник, но и жизненная необходимость! Сельским почтальонам приходится не только разносить корреспонденцию, но и выполнять поручения немощных стариков и старушек – прикупить и принести им на дом продукты, лекарства, оплатить счета. И все – пешком, на своих двоих, а не по Интернету или через терминал. В лучшем случае – на велосипеде.

В начале “карьеры” Рузиде Гараевой тоже выдали двухколесный транспорт. С удовольствием крутила женщина педали, сокращая время на дорогу от деревни к деревне, от дома к дому. Летом-то хорошо: по существующим дорогам, если их так можно назвать, легко проехать на велике, а вот зимой по снегу и льду – только на своих двоих, благо последние не казенные и никто их не отберет.

Однако велосипедная пора длилась лишь одно лето. Потом, как ни просила Гараева, ни разу транспорта ей не выделяли. “А сейчас оседлали бы велосипед?” – спросила я разменявшую шестой десяток женщину. “Конечно, с большим удовольствием”, – весело ответила она.

Как пояснили в “Татарстан почтасы”, велосипеды положены почтальонам, у которых радиус зоны обслуживания превышает 10 километров. Такой территории у сельских почтальонов, как правило, нет. Однако после оптимизации, о которой мы говорили выше, многим из них придется работать на таких площадях, так что на лето им обещают выдать двухколесный транспорт. Будем надеяться, покрутить педали доведется и нашей героине. А пока спешит она к своей клиентуре пешком. С утра пораньше из Байкала, где живет, добирается до Чепчугов, забирает почту, сортирует, на одно плечо вешает сумку с корреспонденцией, на другое – сумку с продуктами и отправляется обратно по деревням…

О проблемах почтальонов Рузида Гараева не стеснялась напоминать и своему руководству, и местным властям. “Сколько писем с просьбой проложить дороги между деревнями и селами я писала бывшим главам – уж не упомню. Новому тоже напишу”, – обещает она.

Возможно, с экономической точки зрения нецелесообразно тратить деньги на асфальтирование четырех-пяти километров до деревень на 10-13 дворов. Но если представить, что в той же деревне Байкал погибает человек, а карета скорой медицинской помощи не может проехать туда из-за непроходимой грязи или снежных заносов, то даже самые правильные экономические расчеты не оправдывают одной-единственной человеческой смерти. Развитие инфраструктуры в регионах, прокладка дорог между селами и деревнями в планы “Почты России” не входит, да и входить не может, но муниципалитетам это дело по силам. Было бы желание.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще