Семейной жизни без проблем не бывает. Решать эти проблемы каждая семья старается по-разному – кто-то предпочитает не выносить сор из избы, другие, напротив, готовы пожаловаться на свои беды всем и каждому. Но вот идти со своими проблемами к специалистам – психологам, социальным работникам – в нашем обществе пока не принято. Хотя у жителей Казани, например, возможность такая есть – уже четыре года в городе действует центр социальной помощи семье и детям “Гаилэ”, где людям, столкнувшимся с серьезными жизненными трудностями, совершенно бесплатно могут оказать реальную помощь.
В многодетной семье умер пудель, всеобщий любимец. Особенно тяжело переживала потерю собаки старшая дочка, недавно перенесшая серьезную операцию. Денег на покупку щенка у родителей на тот момент не было – породистые собаки стоят недешево. В центре “Гаилэ”, где семья стояла на патронате, очень хотели помочь ребенку. Директор центра Надежда Хрусталева, увидев в бегущей строке по телевизору объявление – “Продаются пудели” – позвонила по указанному телефону, объяснила людям ситуацию, и те откликнулись, подарили больной девочке щенка. После этого ее здоровье ощутимо пошло на поправку.
Этот случай, может, не слишком характерен для деятельности “Гаилэ” – все же сюда гораздо чаще обращаются с более острыми жизненными проблемами. Но он ярко характеризует отношение сотрудников центра к его посетителям: если есть малейшая возможность хоть в чем-то помочь людям, надо постараться эту возможность использовать. Впрочем, считает Надежда Хрусталева, и само понятие “трудная жизненная ситуация” весьма относительно:
– У кого-то ребенок от рук отбивается, а у другого водопроводную трубу прорвало, и для него это тоже серьезная проблема. Никому, кто к нам обращается, мы не отказываем. Даже если итоговый результат будет отрицательным – все равно все, что можем, сделаем.
Центр “Гаилэ” был открыт при казанском городском управлении социальной защиты четыре года назад. Покочевав по разным помещениям, сегодня он обосновался в доме №77 по улице Качалова. Когда въезжали сюда, вспоминают сотрудники, помещение было в ужасном состоянии. Теперь здесь очень уютно: на стенах коридора – старинные семейные фотографии, большинство из которых было подобрано на развалинах разрушенных домов в центре города и заботливо оформлено в рамки. Здесь же – оригинальные маски, куклы в национальных костюмах, которых сотрудники “Гаилэ” делали вместе с детьми. В кабинетах, где работают психологи, – мягкая мебель, музыкальный центр. Есть даже небольшой тренажерный зал, где подростки могут заниматься под присмотром врача. Неудивительно, что сюда, что называется, “самотеком” приходит очень много детей, особенно из тех, кого принято называть “неблагополучными”. Например, воспитанники детских домов. Для них в “Гаилэ” три года назад разработали специальную программу “На пороге взрослой жизни”, участниками которой стали пять городских профлицеев.
– Дети-сироты, оканчивающие профессиональные училища и лицеи, оказываются никому не нужны, – говорит Надежда Хрусталева. – В детском доме они были на полном государственном обеспечении, и у них практически нет никаких социальных навыков. У нас с ними занимались психологи, соцработники искали волонтеров, которые соглашались пригласить таких детей пожить в своих семьях. Мы вели для них специальные занятия: девочек учили готовить, шить, ухаживать за лицом и волосами, мальчикам давали навыки “мужской” работы по дому.
Кстати, за большинством таких подростков закреплено какое-то жилье, но доказать права на него бывает очень сложно. Или после училища их должны распределить на работу обязательно с общежитием, что тоже не всегда бывает. Юристы и социальные работники центра поднимают документы, ходят по инстанциям, стараются помочь ребятам в этом непростом деле.
Часть тех, кто прошел через эту программу, до сих пор со всеми своими проблемами в первую очередь идут в “Гаилэ”, они знают, что им здесь всегда рады помочь. Впрочем, обращаются сюда за помощью и взрослые. Правда, поначалу, вспоминает директор центра, многие приходили с одной проблемой – “дайте денег, не хватает на жизнь”. Но иждивенческую позицию здесь не приветствуют. С семьей работают психологи, в каждом случае обязательно разбираются: почему человек оказался в такой ситуации, что он сам может сделать для себя и своих близких. Если надо – помогают многодетной маме устроиться на работу, договариваются с детскими садами, с районными администрациями.
– Мы не даем рыбу, мы даем удочку, – говорит Н. Хрусталева.
Впрочем, в последнее время все чаще сюда обращаются по другим поводам. В центре вспоминают, как радовались еще пару лет назад, когда начали приходить мужчины, пытающиеся с помощью психолога решить семейные проблемы, особенно те, кому не удавалось наладить отношения с детьми жены от первого брака. Сейчас такие посещения – уже привычное дело. Приходят бабушки, которые по разным причинам в одиночку воспитывают внуков, – в таких семьях тоже бывают свои “трудности перевода”. Конечно, признается Надежда Хрусталева, человеку иногда трудно перебороть себя и обратиться со своими “внутренними” проблемами к посторонним, в общем-то, людям. Особенно сложно это сделать мужчинам. Но раз они все-таки приходят, да не по одному разу, – значит, действительно получают здесь ту помощь, которая им нужна.