Жизнь продолжается

Потеря ребенка – это всегда страшная боль для родителей.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Потеря ребенка – это всегда страшная боль для родителей. И не каждый в силах справиться с этой болью, начать жизнь заново. Многие на долгие годы замыкаются в своих воспоминаниях и переживаниях, не допуская туда никого постороннего. Казанцы Марина и Владимир Вавиловы, чья дочь Анжела два года назад умерла от лейкемии, сумели подняться над своим горем. В память о дочери они учредили благотворительный фонд, чтобы помогать другим татарстанским детям, страдающим этой страшной болезнью. Фонд носит имя Анжелы Вавиловой.


Болезнь

Анжеле не было и трех лет, когда врачи поставили ей страшный диагноз – лейкемия, рак крови. Болезнь обнаружили случайно: когда девочку отдавали в детский сад, надо было пройти полное обследование, и у нее оказались плохие анализы. В больнице, куда их направили на консультацию, Марину с дочкой сразу же из приемного покоя отправили в отделение, не дав даже вернуться домой за необходимыми вещами. В последующие два с лишним года маленькая Анжела почти не покидала больничную палату. Только за два первых месяца лечения девочка перенесла пятнадцать переливаний крови, восемь спинномозговых и две костномозговые пункции.


Один из последних снимков Анжелы ВавиловойВрачи вспоминают, как стойко и мужественно их пациентка переносила все эти болезненные процедуры. Но чтобы спасти девочку, обычного лечения было недостаточно. Требовалась операция по пересадке костного мозга. А для этого нужен был донор. Анализы матери, отца и сестры – дочери Владимира от первого брака – показывали совместимость лишь на 50 процентов. Когда Марина узнала, что снова беременна, у Вавиловых появилась надежда, что родится стопроцентно совместимый донор, тем более что в крови пуповины новорожденных содержится большое количество стволовых клеток, которые и используются для пересадки. Но нервные и физические перегрузки, выпавшие на долю женщины в этот период, сыграли свою роль: на большом сроке у нее случился выкидыш…


Донора решили искать за границей, поскольку своего банка доноров костного мозга в России нет. Поиск такового по зарубежной базе стоил 15 тысяч евро. Для Вавиловых – водителя автобуса и домохозяйки – это была слишком большая сумма. Они начали искать спонсоров, обращались за помощью к людям через прессу, телевидение. Многие откликались, на их счет начали поступать деньги. Часть средств выделил Минздрав республики. Но было слишком поздно – Анжела операции не дождалась. В 2003 году девочки, которой только-только исполнилось пять лет, не стало.


Капля крови для ребенка

– Мысль создать фонд, чтобы помогать другим детям, пришла почти сразу же после смерти дочки, – вспоминает Владимир Вавилов. – Это как озарение свыше было. Ведь остались большие средства, которые нам удалось собрать на операцию для Анжелы.


Эти деньги и легли в основу Общественного благотворительного фонда помощи детям, больным лейкемией в Республике Татарстан. Фонда имени Анжелы Вавиловой. В его рабочую группу вошли сами Вавиловы, бухгалтер Ольга Мишутина, у которой от рака крови умер сын, и психолог Виктор Ежов. Зная проблему изнутри, своей целью они ставили помощь не только детям, но и родителям, для которых услышанный впервые страшный диагноз звучал как приговор их ребенку. Кроме того, им хотелось привлечь к проблеме больных лейкемией внимание общественности.


– У нас почему-то многие считают, что эти дети обречены, и выделять деньги на их лечение бесполезно, – говорит Владимир Вавилов. И с горечью вспоминает, как один высокопоставленный чиновник от медицины бросил ему фразу: “Да чего вы возитесь с этими детьми! Пусть умирают дома”. Между тем официальная статистика по всему миру (и Татарстан, где ежегодно раком крови заболевают 60-70 детей, не исключение) говорит о том, что при своевременно начатом лечении выздоравливает до 75 процентов заболевших.


– Но для этого нужны деньги и доноры, – говорит Вавилов.


Деньги на терапию и лекарства для больных детей в республике выделяют стабильно, и немалые. С донорами сложнее. Больным детям постоянно нужны переливания крови. А запас ее в больницах бывает ограничен. И где родителям, приехавшим с ребенком на лечение в Казань из какого-нибудь отдаленного сельского района, искать подходящего донора? Вавиловы начали создавать свой компьютерный банк добровольцев. Опять обращались к людям через прессу, расклеивали листовки с телефонами, призывали не бояться “отдать каплю своей крови для больного ребенка”.


– У нас многие почему-то опасаются слова “донор”, – считает Владимир. – Особенно когда речь идет о пересадке костного мозга. Хотя на самом деле ничего страшного в этом нет, точно так же берут кровь из вены, просто из нее отделяют специальные стволовые клетки. Для человека это даже полезно – у него активизируется процесс кроветворения.


Сегодня родителям, чьи дети находятся на лечении в онкогематологических отделениях (а таких в Казани два – при первой детской городской больнице и при ДРКБ), в случае необходимости врачи дают телефон Вавиловых: те обязательно подберут донора из своей базы и даже доставят его в больницу на собственном транспорте. Конечно, до Америки, где в аналогичной базе по всей стране числится четыре миллиона добровольцев, нам еще далеко, но родители Анжелы не опускают руки, в их квартире часто звонит телефон, люди откликаются, они готовы помочь.


Подарить детям радость

Фонд ищет не только доноров, но и средства. Собранные деньги идут на оснащение больничных палат для детей всем необходимым. Для них покупают холодильники, телевизоры, обогреватели, бактерицидные лампы, передвижные подставки для капельниц, в отделениях онкогематологии даже оборудованы компьютерные классы. Шторы на окнах поменяли на жалюзи: химиотерапия полностью убивает у детей иммунитет, и им нужна стерильная чистота, а шторы собирают пыль.


Но главное для детей – те праздники, которые организует для них фонд имени Анжелы Вавиловой. Если это Новый год – то предварительно ребятишки обязательно пишут письма Деду Морозу, а взрослые потом стараются максимально исполнить все их “заявки”. На День защиты детей к малышам в больничные палаты приглашали клоунов. А встреча с хоккеистами “Ак барса” придала детям новые силы в борьбе с болезнью, ведь взрослые говорили им – смотрите, они побеждают, и вы тоже можете, вы обязательно победите, вы выздоровеете! Говорят, после такого заряда положительных эмоций у многих детей существенно улучшились анализы крови.


Устраивая праздники, Вавиловы часто вспоминают собственный грустный опыт – когда их девочка заболела, семья оказалась оторванной от мира, болезнь изолировала их от нормальной жизни. Поэтому сегодня они стараются подарить другим детям радость, ощущение своей сопричастности всему, что происходит вокруг.


За два года существования фонда его основателям пришлось пообщаться не с одной сотней семей, которых объединила страшная болезнь. Но многие из них впоследствии выпадают из этого круга общения – те, чьи дети выздоровели, стараются поскорее забыть о пережитом кошмаре, те же, кто потерял своих малышей, признаются, что не могут больше смотреть в глаза больных детей, пусть и чужих. Глядя на Марину и Владимира, поражаешься – откуда они берут душевные силы, чтобы снова и снова идти в палату к маленьким пациентам? Владимир, переживший когда-то смерть первой жены, перенесший потерю ребенка, признается, что когда он в костюме Деда Мороза веселит детишек и раздает им подарки, хорошо зная, что до следующего Нового года многие из них, как и его девочка, не доживут, ему трудно удержаться от слез. Но помогает Анжела, чье незримое присутствие он всегда ощущает рядом с собой:


– Мы и другим родителям, пережившим это горе, говорим – наши дети с нами, они видят нас, видят все, что мы делаем…


Надежда

В комнате Анжелы сегодня все точно так, как было при ее жизни. Фотографии на стенах, стеллаж в углу, весь заставленный мягкими игрушками. А недавно здесь снова появилась детская кроватка. Восемь месяцев назад в семье Вавиловых родилась дочка. Девочку назвали Надеждой. Пятидесятилетний папа, глядя на малышку, счастливо улыбается:


– Сил и здоровья у меня еще хватит, чтобы поднять ее на ноги. Жизнь продолжается…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще