Небесная канцелярия преподносит татарстанцам очередные сюрпризы. В последние дни республика оказалась в снежном плену, приняв на себя мощнейший удар циклона, которому, как в Америке, пора уже давать имя. По крайней мере, запомнится он нам надолго. В городах и весях Татарстана идет настоящая война со снежной стихией. В республике объявлен план чрезвычайных действий “Буран”.
Очень непростая, по-настоящему форс-мажорная ситуация сложилась в столице.
Для полной очистки улиц Казани от снега коммунальным службам города при хороших погодных условиях, по словам специалистов, потребовалось бы еще 3-4 дня. Однако зарядившая вчера на весь день метель, скорее всего, спутает дорожникам карты.
Прогнозы синоптиков не вселяют оптимизма. На четверг и пятницу они вновь обещают пасмурную погоду и снегопад. А это значит, что план “Буран”, объявленный в городе в ночь с воскресенья на понедельник, вряд ли будет отменен.
За время его действия объемы вывозимого за сутки с казанских дорог снега увеличились в несколько раз. Только за один вторник улицы мегаполиса избавились от 23600 тонн снега. Из-за перегруженности дорог автотранспортом коммунальщикам в основном приходится очищать трассы ночью. Скажем, в ночь со вторника на среду улицу Горького одновременно убирали два погрузчика и четырнадцать “КамАЗов”. Именно здесь сделал первую остановку только что приступивший к обязанностям руководителя исполкома Казани Алексей Песошин, который лично ознакомился с ходом ночных работ на местах.
– Вывозить снег днем отсюда просто невозможно, сейчас же сотрудники ГИБДД направили технику по другим улицам, – говорит сити-менеджер столицы Татарстана. – Это позволит нам за полтора-два часа привести улицу в порядок.
Как признается один из водителей “КамАЗов” треста “Горводзеленхоз” Иршат Вильданов, их рабочая смена начинается в восемь вечера и заканчивается в 6-7 часов утра. Предприятие организовало для них полноценное горячее питание.
– Когда слышишь от людей, что коммунальные службы бездельничают, бывает очень обидно, – признается шофер большегруза. – Вторую ночь не спим, вчера сделал четырнадцать рейсов, сегодня пока четыре. После полуночи на дорогах станет свободнее, тогда и наверстаю упущенное.
Много хлопот, по словам Иршата Вильданова, при уборке снега коммунальным службам доставляют брошенные у обочин машины.
Далее держим путь на улицу Восстания. Днем до нее добирались бы в лучшем случае за час-полтора. В одиннадцать ночи на дорогу тратим несколько минут. По пути с завидной регулярностью встречается снегоуборочная техника. Нет ее почему-то только на мосту Миллениум, который тоже не помешало бы освободить от снежного крошева. Трасса-то эта, можно сказать, стратегическая.
Зато улица Восстания – как муравейник: погрузчик буквально за несколько минут успевает доверху наполнить кузов подъехавшего
“КамАЗа”, место которого тут же занимает очередной большегруз. Снег отсюда вывозят на свалку, расположенную на улице Васильченко. Дорожники комментируют ситуацию:
– Для того чтобы дороги очищались до асфальта, их необходимо обработать противогололедными материалами в течение двух часов после снегопада, – вводит нас в курс дела директор ООО “Каздорсервис” Михаил Оюшин. – Днем в плотном транспортном потоке машины с пескоразбрасывателями работать практически не могут.
В порядке эксперимента город закупил около двухсот тонн специального реагента, который за час справляется даже с самой сильной наледью на дороге. Особо пригодился этот химикат коммунальным службам на Южной трассе. Все бы ничего, но у реагента есть очень большой “минус” – высокая цена.
Да, устранение последствий аномальных погодных условий – занятие недешевое. Для примера: снегопад в начале января уходящего года обошелся городскому бюджету в 31 миллион рублей. Сколько средств потребуется на устранение последствий нынешнего природного катаклизма, городские чиновники пока точно не знают. Рассчитывают на помощь из республиканского бюджета.
– Вы сегодня убедились, что снег с городских улиц убирается не по щучьему велению, а самоотверженным трудом конкретных людей, – обратился Алексей Песошин к группе журналистов, сопровождавших его в ходе ночного объезда. – Работа эта тяжелая. Есть проблемы по комплектованию бригад. Но коммунальные службы города, поверьте, делают все возможное, чтобы город жил и работал в нормальном ритме.
Что же касается транспортного коллапса, с которым ежедневно сталкиваются жители Казани, то пробки, по словам Алексея Песошина, в городе возникают не только из-за снежных завалов. В первую очередь причина – в возросшем числе автотранспорта на улицах, а также в неправильно припаркованной технике, которая заметно затрудняет движение. Дает знать о себе и сужение проезжей части из-за строительства развязок и станций метро.
– Понимаю, это неприятно, – замечает сити-менеджер Казани. – Но нужно просто пережить эти трудности. В ближайшем будущем ситуация улучшится.