На моих изумленных глазах мастер, вытаскивая из ямки с водой размякшие прутья, ловко плел изящную корзиночку с длинной ручкой.
– Я давно уж плетеньем занимаюсь, – пояснил Александр Николаевич,- можно сказать, с детства. Жил я тогда в селе Нижний Услон – там всегда было много садов, яблонь, вишен. А вот емкостей не хватало, и дед Саши плел корзины под богатые урожаи. Ивы и на Волге много росло, но деду сырье привозили аж со Свияги – ему так больше нравилось. Сначала дед плел корзины для себя, потом стали просить соседи, знакомые соседей… Помню, плел весело, с песнями. Тогда много в селе было корзинщиков, но у моего деда выходило лучше всех – изделия получались прочные и красивые. Я мог часами стоять рядом и наблюдать за его работой. “Смотри, запоминай, – говорил дед, – авось в жизни пригодится”. Как в воду глядел…
В доме Александра Николаевича Лещова, жителя поселка Ново-Юдино, все изготовлено собственными руками: гнутая мебель, плетеные кувшины, корзины разного фасона и величины. В кувшинах можно хранить лук и чеснок, в квадратных корзинах – книги, белье, пакеты с мукой и сухими продуктами. У каждого изделия – свое назначение. Судя по рассказам моего собеседника, он по мастерству и фантазии во многом превзошел своего наставника-деда.
Пока Александр учился и работал на Заинской ГРЭС, ему было как-то не до плетения. Но вот однажды взял задор: а ну как попробовать на практике дедову науку! Корзины поначалу получались культяпистые – это выражение самого Александра Николаевича. Потому как сначала он резал прутья все подряд – старые, молодые, гибкие и не гибкие. Потом начал сортировать их по диаметру и длине, не гнушался в то же время учиться мастерству у других плетельщиков. И видел, что они используют в плетении прутья зеленые, затем чищеные белые и пареные бежевые. Получается красивый узорный триколор. Но Александру хотелось придумать что-то свое. Он чистил прутики, разламывал, крошил, чуть ли на язык не пробовал. И нашел-таки свою “изюминку”. Пропаренные гибкие прутья Лещов разрезает вдоль, затем рубанком убирает твердую сердцевину -и вот готова ивовая лента. Такими лентами мастер оплетает гнутые кресла, высокие напольные вазы, дачные столики, конфетницы, тортницы. Причем не только горизонтальными узорами, но и вертикальными, вперехлест.
В 1985 году Александр заочно поступил в Московский народный университет искусств. Правда, окончить его не удалось по семейным обстоятельствам, но в университете Александр получил хорошую профессиональную платформу: знания по рисунку, композиции, и, что также немаловажно, вуз дал ему веру в свои силы, развил художественную жилку.
– К сожалению, в стране началась травля мастеров из-за якобы нетрудовых доходов, – вспоминает Лещов, – и мне пришлось прекратить плетение. А хотелось, прямо руки чесались… Поехал как-то в Саранск, пошел на давно манившую выставку скульптора Степана Эрьзи. И был поражен его искусством, свежим использованием материала. Окрыленный, я снова взялся за плетение. Причем, вкладывая душу, по-новому: придумал, например, ручки к корзинам, как у чемоданов, стал плести не только из ивняка, но и из орешника, украшал изделия лентами.
Сейчас Александр Лещов полностью отдался любимому занятию. Работает без отходов – использует даже тоненькие прутики, из которых мастер, на радость малышам, изготовляет маленькие кукольные корзиночки на длинных ручках. Свои изделия Александр Николаевич неоднократно возил в Казань на выставки-продажи в цветочный магазин на улице Лобачевского, в салон-магазин на улице Дзержинского. Как-то Союз художников РТ заказал ему плетеные стол и кресло.
В поисках нужного материала Лещов исходил Волгу от своего села за несколько десятков километров. Итог таких путешествий – карта с подробным описанием того, сколько и где ивняка, какой он спелости, толщины, высоты. Карта мастера очень выручает, экономит время.
– В последние 10-15 лет на берегу Волги стало попадаться много больных деревьев, – сокрушается Александр Николаевич. – Пораженные грибком прутики не гнутся, а ломаются. А все из-за того, что в реку сбрасывают все больше производственных отходов, и это отрицательно влияет на “здоровье” прибрежной растительности.
Светлана КУЛАГИНА.