Задачка для высшей школы,

В Казани на перекрестке улицы Татарстан и Булака усиленными темпами ведется строительство просторного здания Татарского государственного университета.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

В Казани на перекрестке улицы Татарстан и Булака усиленными темпами ведется строительство просторного здания Татарского государственного университета. (Сразу оговоримся, что вопрос о статусе вуза – будет он государственным или гуманитарным – не решен. Поэтому условно назовем его в данном материале государственным.) Этот вуз, о создании которого в последнее время ходило много разных слухов, предполагалось открыть для студентов уже осенью 2005 года. Однако до сих пор непонятно, кто, кого и как будет учить за новым блестящим фасадом.


Создание ТГУ окружено странной загадочностью. В образовательных кругах циркулируют настойчивые слухи, что базой нового вуза станет Казанский государственный педагогический университет, с которым сольются Татарско-американский региональный институт (ТАРИ) и Татарский государственный гуманитарный институт (ТГГИ). Между тем сами эти вузы до сих пор находятся в неведении относительно своей ближайшей судьбы. В педуниверситете ситуацию вообще отказываются комментировать, ссылаясь на то, что, мол, ничего еще точно не известно. А вот ректор ТАРИ Диляра Шакирова весьма обеспокоена грядущими перспективами, и неспроста. Дело в том, что этот вуз по своей идеологии ориентирован больше на западную модель образования, что в определенной степени отличает его от КГПУ, где исповедуют классические российские образовательные традиции. И в ТАРИ серьезно опасаются, что слияние под одной крышей вузов с разной образовательной идеологией ничем хорошим не кончится: более мощная структура педуниверситета просто поглотит небольшой инновационный вуз.


Строительство Татарского государственного университетаМежду тем по первоначальной концепции создания нового университета, соавтором которой была и Диляра Шакирова, именно Татарско-американский региональный институт (в кооперации с ТГГИ и Альметьевским нефтяным институтом) должен был стать структурным и идеологическим центром нового вуза, при этом предполагалось, что ТГУ будет сильно отличаться от классических университетов, действующих сегодня в республике. Он задумывался как нестандартное, инновационное учебное заведение, рассчитанное на относительно небольшое – 4-5 тысяч – число студентов. И обучать здесь предполагалось совершенно новым профессиям: мировая экономика, маркетинг производства и услуг, информационные технологии, управление качеством, в том числе качеством услуг и социальных явлений, – все эти специальности должны были, по замыслу разработчиков, дать экономике Татарстана профессионалов совершенно нового уровня.


– Наши классические университеты больше ориентированы на научную деятельность, а учебных заведений, где были бы сконцентрированы современные прикладные дисциплины и где готовили бы специалистов-практиков, стратегов-экономистов, сегодня нет, – говорит Д.Шакирова.


Кроме того, по словам идеолога и основного автора первоначальной концепции ТГУ, академика-секретаря отделения социально-экономических наук Академии наук РТ, бывшего министра образования республики Мирзы Махмутова, новый вуз задумывался и как своеобразная кузница для интеллектуальной элиты республики. Планировалось отбирать сюда самых одаренных детей, прошедших через предварительную подготовку в “подшефных” школах и профильных колледжах. То есть обучение хотели сделать ступенчатым – по примерам западных колледжей, где начальное, среднее и высшее профессиональное образование развиваются в рамках одной структуры. А для преподавания отдельных дисциплин в ТГУ планировалось приглашать профессоров со всего мира – лучших специалистов в каждой узкоспециальной области.


Предполагалось, что студенты ТГУ обязательно будут на серьезном уровне изучать три языка: татарский, русский и английский. Это тоже не случайно, поскольку предполагалось, что новый вуз станет структурой не федерального, а республиканского подчинения, татарская интеллигенция связывала с ним определенные надежды в отношении сохранения и развития национальной культуры и языка.


– Сюда могли бы приезжать на учебу татары, живущие за пределами республики, – говорит председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ Разиль Валеев. – Ведь многие из них стараются сохранить родной язык, культуру, традиции. Кроме того, новый университет мог бы стать методическим и координационным центром для подготовки вузовских преподавателей, владеющих татарским: не секрет, что сегодня это слабое место нашего высшего образования.


– Татарский мир нуждается в собственном университете, подчиненном интересам республики, – продолжает эту мысль государственный советник по политическим вопросам при Президенте РТ Рафаиль Хакимов. – Татарский язык здесь следует преподавать в сочетании всей гаммы тюркских языков. Мы должны работать в тюркском мире, это наша экономическая и культурная ниша, в этом наше преимущество.


Решение о необходимости создания ТГУ было принято постановлением Верховного Совета РТ еще в июле 1994 года. Однако по разным причинам это событие республиканского масштаба откладывалось. Сегодня же, когда вопрос, что называется, созрел, коренным образом поменялась законодательная ситуация. И оказалось, что республика не может просто так взять и открыть собственный университет, коль федеральный закон об образовании не дает ей подобных санкций. Поэтому в республиканском Министерстве образования и науки комментарии по этому поводу сегодня дают крайне осторожно:


– В настоящее время научно-педагогическая общественность обсуждает различные варианты создания университета, – говорит министр Раис Шайхелисламов. – Есть точка зрения, согласно которой предлагают создать его заново. Сегодня это практически невозможно. Для этого необходимо набирать профессорско-преподавательские кадры (а где их взять?), формировать учебно-методическую базу (на это уйдет десять – двенадцать лет), систему библиотечного обеспече-ния, информационно-методическое


обеспечение, сформировать соответствующие кафедры, факультеты, ученый совет, всю систему управления. Если приступить к делу, придерживаясь этого подхода, то понадобится минимум двадцать – тридцать лет. При этом гарантии, что университет будет создан, никто не дает. Есть и другая точка зрения научно-педагогической общественности, согласно которой необходимо использовать уже имеющиеся университеты и на основе их кооперации, создания некоего межвузовского консорциума сформировать университет. Речь идет о том, чтобы суметь использовать наработанный научно-педагогический потенциал, профессуру, материальную базу… Сейчас вопрос активно обсуждается на различных уровнях, в том числе в Министерстве образования России, в нашем министерстве, в вузах. Окончательное решение пока не принято, но мы надеемся, что в ближайшее время оно появится.


В общем, времени до предполагаемого открытия нового вуза остается все меньше, а каким именно он будет – до сих пор непонятно. Осторожность министра понять можно, но ведь и в ТАРИ волнуются неспроста: как бы не получилось так, что их просто поставят перед свершившимся фактом. В итоге все революционные задумки канут в Лету, а коллектив, состоящий в основном из молодых преподавателей, ведущих современные экономические дисциплины не по отставшим от жизни учебникам, а на основе собственных практических наработок, просто распадется.


Кстати, на многие опасения министра у авторов концепции ТГУ есть ответ. Например, Диляра Шакирова считает, что новый вуз должен быть принципиально иным по своей структуре и никаких факультетов, деканатов здесь быть не должно. Только кафедры, работающие непосредственно со студентами (по такому принципу сегодня работает ТАРИ). Кроме того, именно наработанный ТАРИ опыт в области образовательных инноваций, сложившийся здесь коллектив, ориентированный на новую модель обучения, по мнению ректора, вполне могли бы стать той самой необходимой учебно-методической базой для построения нового университета. Если же еще привлечь к сотрудничеству республиканскую Академию наук, то не понадобится тратить десятки лет на создание внутри вуза научных школ. По мнению Рафаиля Хакимова, такое соединение образовательного процесса и научных исследований сразу сделало бы университет конкурентоспособным в мировом образовательном пространстве.


Создавать же новую образовательную структуру путем механического слияния нескольких вузов, считает Мирза Махмутов, вообще нет смысла:


– Подобно тому, как в экономике и в обществе в целом сегодня создается множество самых разнообразных структур, так и наше образование нуждается в многообразии форм и типов учебных заведений, – говорит академик. – В республике сегодня уже действует четыре педагогических вуза, и только пятая часть их выпускников идет работать по специальности. Зачем же открывать еще один? Это неэффективно, ничего нового мы не получим.


А действительно, что даст республике появление нового университета, если он будет базироваться на старых образовательных традициях? Не получится ли так, что весь огород городился только ради громкого названия? Студентам ведь в конечном итоге не так важно, под какими буквами на фронтоне учиться. Им нужно качественное образование, делающее их конкурентными на современном рынке труда. А хороших вузов – как молодых, так и имеющих многолетнюю историю и традиции – в Татарстане сегодня, слава богу, хватает.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще