“Кот казанский” – так называется одна из известнейших русских лубочных картинок XVII века. Название не случайное: в те далекие времена словосочетание “казанский кот” было, как бы теперь сказали, эдаким брендом – почти как “курский соловей”.
Прославилась казанская кошачья порода крупными размерами, голубыми глазами, а главное тем, что были эти котики необычайно искусными охотниками на мышей и крыс. Слава о них шла такая, что в 1745 году императрица Елизавета Петровна, уставшая от наглого поведения грызунов в царском дворце, распорядилась: “Генерал-губернатору Казанской губернии Артемию Григорьевичу Загряжскому сыскать и прислать в Санкт-Петербург тридцать самых лучших и больших котов, удобных к ловлению мышей”. Кстати, потомки этих котов и позже, уже в Зимнем дворце, охраняли царскую коллекцию произведений искусства от крыс и мышей. Да и сейчас в Государственном Эрмитаже коты помогают музейным работникам избежать крысиного нашествия.
Интерес сотрудников компании “Казанский сувенир”, расположенной на территории Национального музея РТ, к этой истории вполне понятен – ведь именно кот является логотипом их фирмы. А чтобы увековечить для потомков сей славный образ, решили они установить возле музея памятник казанскому коту. В конце концов есть же в том же Санкт-Петербурге памятник Чижику-пыжику, а чем мы хуже? Тем более что такой “монумент” мог бы стать неплохой приманкой для туристов. По словам сотрудников компании, директор музея Геннадий Муханов эту идею одобрил. Художник Сергей Евдокимов создал пластиковый макет памятника. Установить его (конечно, не в пластике, а в бронзе) планировалось уже в мае. Однако из-за множества мероприятий, связанных с приближающимся юбилеем Казани, это событие, возможно, придется несколько отложить. Но в “Казанском сувенире” настроены решительно: памятнику казанским котам быть!