…Учительница, стоя у доски, объясняет очередное правило орфографии. Женщина с детьми ткет ковер. Участница хора самозабвенно поет народные песни.Думаете, я говорю о разных людях? Нет, речь об одном человеке – педагоге Шихаздинской школы Пестречинского района Луизе Васильевне Прокопьевой. Она представитель целой династии языковедов: прадед, дед, отец, она сама, ее дочь Ирина – все филологи.
В родительском доме Луизы все дышало любовью к родному языку, то и дело велись разговоры о литературных героях. Даже имя своей дочери отец выбрал, начитавшись французской литературы. И потому у нее не возникало сомнений в выборе профессии – только филолог, только педагог.
– Чтобы “зажигать” других, надо самой быть огнем, – считает Луиза Васильевна. – И это особенно важно в работе с детьми, ведь они тонко чувствуют фальшь, душевную скудость взрослых.
За пятнадцать лет работы в Шихаздинской школе у Луизы Васильевны “вышло” четыре языковеда, и она этим очень гордится. А ведь эта школа малокомплектная, сейчас в ней 25 учеников. Общий же преподавательский стаж Луизы Прокопьевой – 51 год. В домашнем архиве учительницы множество почетных грамот, в прошлом году она как лучший педагог района на учительской конференции в Пестрецах получила благодарственное письмо начальника отдела образования З.Рахматуллина.
Луизу Васильевну нередко можно увидеть с аккордеоном в руках – она руководит хором, причем лучшим детским хором в районе, сама поет в ансамбле “Калинушка”.
Но совершенно особое место в ее жизни занимает кружок ручного ковроткачества. В нем под началом Прокопьевой занимаются 7 девочек и 8 мальчиков. Причем мальчики, по заверению Луизы Васильевны, ни в чем не уступают девочкам в мастерстве и старании.
Всего ковров на счету школьных кружковцев – около четырех десятков. Технологию их изготовления Луиза Васильевна знала с молодости. Но не было пряжи – ни в магазинах, ни на рынке. И поначалу ребята дома стирали и распускали старые вещи. Делали сначала маленькие коврики, относили домой, радуя родных, изумляя соседей. А потом, когда и шерсть прекрасная, яркая появилась (кстати, с пряжей школе помогает заместитель главы администрации Валентина Урысова), перешли к большим вещам.
Луиза Васильевна демонстрирует мне технологию их изготовления. На натянутую бортовку с изнанки вручную наносится рисунок будущего изделия. Если нужен текст, буквы пишутся в зеркальном изображении. Орнамент из цветов и листьев готовится из бумаги и затем перерисовывается на бортовку. Кстати, на всех коврах орнаменты разные. Основной инструмент – игла от ветеринарного шприца, в которой Луиза Васильевна надпиливает боковое отверстие. Короткими точными движениями вышивальщица протыкает иглой бортовку по рисунку, а за ее руками тянется нежная шерстяная дорожка.
Школьные ковры стали чуть ли не главным сувениром района. Их дарят высоким гостям. Когда на открытие поликлиники в райцентре приезжал Президент республики М.Шаймиев, ему также презентовали красивый ковер. Сколько волнений было у ребят перед этим событием, ведь они так старались!
А недавно в Пестрецах открывали роддом, предварительно от администрации поступил срочный заказ на ковер.
– Мы работали тогда, как пожарные! – улыбается Луиза Васильевна. – Но успели в срок.
Интересная история произошла с ковром, “прописавшимся” в Германии. В свое время директор Казанского моторостроительного объединения, шефствующего над районом, собирался с визитом в Германию. И через администрацию попросил школу изготовить большой ковер. Луиза Васильевна с ребятами выткали его, изобразив на нем герб Татарстана, сделали надпись готическим шрифтом “Гюнтеру Армбрюстеру от Александра Павлова”. По возвращении Александр Филиппович рассказал, что немцам ковер очень понравился, а маленькие внуки Армбрюстера даже пытались обнимать и целовать вышитого барса на гербе…
Как-то в Москву, на фестиваль “Лирика России”, поехала пестречинская делегация, повезла ковер с изображением памятника Мусе Джалилю. На состоящейся в рамках фестиваля выставке изделие школьников произвело впечатление, как говорили, суровой правдивостью и в то же время оптимизмом и заняло первое место.
А дома Луиза Васильевна меняет “специализацию” – занимается машинной вышивкой. Украшает для родни и друзей гладью и техникой ришелье наволочки, занавеси, шторы. Секреты своего мастерства не прячет в сундук: в прошлом году, например, ездила на ВВЦ, учила людей искусству вышивки и ковроткачества.
Несколько ошеломленная занятостью своей собеседницы, я поинтересовалась, а когда же Луиза Васильевна отдыхает. Наверное, только в отпуске?
– Да вы что, какой там отпуск, – улыбается Прокопьева. – Летом я в школе банки с соленьями закатываю. Я ведь ответственная за питание детей (в школе двухразовое бесплатное питание), и все лето, представьте, с детворой готовлю варенье и компоты, квашу капусту, солю огурцы и помидоры. На школьном складе – сотни банок с запасами. У нас каждый день – свежие салаты то из свеклы, то из капусты. Овощей запасли море, ближе к лету населению сможем раздавать.
Согласно программе модернизации сельского образования до конца 2007 года 92 средние и неполные средние школы республики превратятся в начальные. А детей, переросших начальные классы, станут ежедневно возить в соседние населенные пункты. Такой модернизации подлежала нынче и Шихаздинская школа. Но ее пока отстояли…
Светлана КУЛАГИНА.