Застать дома Евгения Ивановича Тиховнина практически невозможно, разве что поздно вечером. Дел у него невпроворот, несмотря на солидный возраст (девятый десяток лет разменял), ведь Евгений Иванович – один из старейшин при главе администрации Зеленодольского района, уже семь лет возглавляет комитет ветеранов войны и военной службы города и района, а еще является членом президиума республиканского комитета ветеранов войны.
Старичком назвать этого человека язык не поворачивается: эдакий бодрый солидный мужчина с шапкой седых волос, с живинкой в глазах. Прежде чем начать расспросы Евгения Ивановича о его фронтовом прошлом, я не удержалась от вопроса: как удается так хорошо выглядеть? Евгений Иванович хитро заулыбался, видать, не впервые его об этом спрашивают, по-молодецки потер руки и сказал, что в этом ему помогают лыжи и баня… Только в прошлое воскресенье (наша встреча состоялась в начале апреля. – Авт.) ходил с внуком Женей (который уже сам папа) на лыжную прогулку. Кстати, любовь к лыжам у Тиховнина с молодости, еще в 1947-м вместе с женой Марией Федоровной в составе сборной города участвовали в республиканских лыжных соревнованиях. Евгений Иванович тогда занял почетное третье место.
…Евгений Тиховнин родился в деревне Гоголиха Зеленодольского района, после семилетки подался, как многие другие сверстники в то время, в ФЗУ, на судостроительный завод: один день в неделю теория, пять дней практика. В 1939 году приступил к работе на кораблях в качестве слесаря -монтажника. Как раз в то время завод начал строить малые противолодочные корабли водоизмещением 280 тонн.
– Я работал тогда на сборке паровых машин для буксирных пароходов, которые наш завод выпускал еще с 20-х годов, – вспоминает Евгений Иванович. – Занимался также монтажом двигателей валовых линий. Технология была такая: корабль закладывался на нижней площадке, где над ним в зимнее время делали навес, как бы домик из фанеры – внутри монтировались механизмы. А весной поднималась вода, корабль начинал всплывать. И наступал самый напряженный период, мы трудились день и ночь без перерыва, чтобы успеть до того, как корабль полностью всплывет: делали расточку валовых линий. До сих пор с благодарностью вспоминаю нашего бригадира Андрея Татаркина (кстати, я был его помощником). Восхищали меня тогда своим профессионализмом и силой братья Васильевы – Федор, Илья и Алексей, братья Терентьевы, бригадир на бронекатерах Виктор Крылов. Много в ту пору было у нас мастеров своего дела. Работа очень нравилась, испытывал настоящую гордость за свою профессию. Но уже чувствовалось приближение войны, наш завод в то время выпускал все больше военной продукции. Когда по радио передали, что началась война с Германией, мы все пошли в военкомат проситься на фронт. Нам сказали, что мы, специалисты по строительству военных кораблей, нужны здесь, на заводе…
Но военного лихолетья на долю Евгения Тиховнина хватило. В июне 1942 года он получил долгожданную повестку, несколько месяцев проучился в школе младших командиров и после этого сразу на передовую, под Старый Оскол. Сначала служил в особом батальоне связи, потом в стрелковом полку. Два года провел в окопах, начиная с Орловско-Курской дуги, дошел с боями до Вены. За это время получил три пулевых ранения, два осколочных, дважды был контужен, награжден орденом Славы третьей степени, медалью “За отвагу”.
В декабре 1944 года, раненный в очередной раз, к счастью, легко, Евгений Тиховнин лежал в госпитале в Венгрии. А на соседней койке выздоравливал командир эскадрона 5-го Донского казачьего корпуса Михаил Дидик. Как водится, разговорились, подружились, и Дидик сагитировал Тиховнина и еще четверых выздоравливающих бойцов к себе в эскадрон. Мол, давайте, ребята, к нам, если вы любите лошадей.
Вспоминает Евгений Тиховнин:
– Я еще с детства любил лошадей, ходил в ночное, потому сразу согласился послужить в эскадроне. Да, скажу я вам, служба непростая, война на лошадях особая. Мне повезло и на командиров, и на четвероногого друга. Ах, какая славная и умная у меня была лошадка, звали ее Летка. Дважды она спасла меня от верной смерти…
– Наша конная дивизия стояла в Альпах, – продолжил Евгений Иванович, – когда наступил День Победы. Но мы еще вплоть до августа оставались в Австрии. А потом своим ходом, на лошадях, шли до Румынии, где погрузились в эшелоны и прибыли прямехонько в Новочеркасск, столицу казачьих войск России. Два месяца мы тренировались на плацу. А в конце октября 1945 года в Ростове состоялся Парад Победы казачьих войск, его принимал маршал Семен Буденный. Он еще прежде приезжал к нам в Новочеркасск и интересовался ходом подготовки. В параде участвовали 500 лошадей разных мастей. Я – верхом на моей верной гнедой Летке, на мне голубой китель, галифе с красными лампасами и казачьи сапоги. В такой форме я и приехал домой. Но это было позже, а тогда сразу после парада командование отобрало сто человек, в числе которых оказался и я, и направило нас в Иран. Там в годы войны стояли наши кавалерийские войска, предотвращая возможный проход турок через Иран на помощь немцам. Два месяца отслужил там.
В феврале 1946 года, простившись с любимой Леткой, Тиховнин вернулся на родину, в Зеленодольск. Горком комсомола кавалериста направил на работу воспитателем в ФЗО при заводе, а вскоре он стал освобожденным комсоргом ЦК ВЛКСМ в ремесленном училище.
– Жизнь на заводе тогда била ключом, энтузиазма у людей после окончания войны было хоть отбавляй, – рассказывает Евгений Иванович. – Мы еще продолжали строить бронекатера. Но уже в 1947 году пошли новые проекты: “большие охотники” за подводными лодками – для советского флота, для Китайской Народной Республики…
Тиховнин работал на заводе мастером ОТК, начальником испытательной группы – это были 50-е годы, когда проводились испытания “больших охотников” на Каспии, Балтике и Черном море. Их выпускали по 25-30 единиц в год, всего же было изготовлено 235 таких кораблей. Тиховнин четыре года отучился в КАИ, затем два года – в московском Всесоюзном машиностроительном институте, получил специальность инженера-механика по судовым и силовым установкам. В 1965 году Евгений Иванович возглавил основной механический цех завода, в течение десяти лет был заместителем главного инженера и главным инженером завода, затем семь лет работал заместителем директора по капитальному строительству.
– Ну вот, вроде бы всю свою жизнь заново просмотрел, как кинофильм, – улыбнулся Евгений Иванович и тут же засобирался: – Дела, дела. Жизнь-то продолжается!