Контрафакт здесь правит бал

В последние годы распространение контрафактной, фальсифицированной продукции в России приобрело масштабы, сравнимые с угрозой экономической безопасности.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Отечественная легкая промышленность тонет в потоке поддельной и нелегальной продукции

В последние годы распространение контрафактной, фальсифицированной продукции в России приобрело масштабы, сравнимые с угрозой экономической безопасности. Доля подделок по отдельным товарам у нас несравнимо больше, нежели в других странах. Так, по оценкам экспертов, объем подобной продукции в обороте зарубежных государств не превышает 5-10 процентов, в России же по разным товарным группам составляет от 35 до 90 процентов и ежегодно увеличивается на 10-15 процентов за счет новых подпольных производств.

Исследователи российской Высшей школы экономики пришли к выводу, что в нашей стране на контрафактную продукцию приходятся шесть процентов оборота розничной торговли, а именно – 900 млрд. рублей в год. Производство фальсификатов превратилось в один из самых доходных видов криминального бизнеса. Теневой рынок потребительских товаров достиг 30-40 процентов от ВВП.

Такие ошеломляющие данные были приведены на расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по реализации государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и реализации товаров народного потребления на территории Татарстана. Руководители заинтересованных ведомств и предприятий легкой промышленности республики с участием представителей федеральных органов под председательством министра промышленности и торговли РТ Равиля Зарипова обсудили, как нахлынувший поток контрафакта влияет на функционирование отрасли, и что делать, дабы не утонуть в этом потоке.

Удар по экономике и социалке

Лидируют в списках поддельной продукции одежда, обувь, косметика и детские товары. Как справедливо заметил глава Минпромторга, наводнение нашего рынка фальсификатом больно бьет по экономике страны. Мимо государственной казны проходят огромные средства – в целом по России из-под налогов выводятся ежегодно 650 млрд. рублей. Кроме того, контрафакт мешает формированию цивилизованного рынка, развитию отношений с зарубежными партнерами, ограничивает приток инвестиций.

– Розничный рынок продукции легкой промышленности – самый значимый среди непродовольственной группы товаров, его доля составляет более 33 процентов, – констатировал заместитель министра промышленности и торговли Олег Власов. – При этом доля незаконно ввезенного и произведенного товара достигает 40 процентов. По данным Росстата, от 40 до 60 процентов импортных товаров, поступивших в прошлом году в Россию, квалифицируются как некачественные и даже опасные для здоровья населения. Нелегальная продукция наносит мощный удар не только по экономике, но и социальной сфере. К примеру, один стандартный контейнер с китайской одеждой общей стоимостью 14 млн. рублей, проходящий мимо таможни, лишает годовой зарплаты пятнадцать российских швей. Если подсчитать весь объем незаконного товара, находящегося на внутреннем рынке, то для его производства можно было бы обеспечить дополнительно занятость около 950 тысяч россиян.

По словам заместителя министра, российский производитель практически полностью вытеснен из так называемого дешевого сектора экономики. Поэтому отечественные товары легкой промышленности не могут конкурировать с импортными, что приводит к нулевой рентабельности отрасли. Кроме того, низкий уровень заработной платы в данной сфере обусловил отток квалифицированных кадров.

– Обозначенные проблемы характерны и для Татарстана, – продолжает Олег Власов. – У нас удельный вес легкой промышленности в общем объеме производства незначителен – всего 0,3 процента. Тем не менее эта отрасль имеет высокую социальную значимость – в ней заняты десять тысяч человек, из них 85 процентов – женщины. Легкая промышленность республики состоит из 300 хозяйствующих субъектов, из которых 96 процентов – частной формы собственности. Крупные и средние предприятия составляют менее десяти процентов. Инвестиции в основной капитал по-прежнему остаются незначительными – с начала текущего года они составили всего лишь 13 млн. рублей.

Прогнозы неутешительные

– Находясь в неравных условиях с основными нашими конкурентами – производителями Китая, Турции, Белоруссии, Узбекистана и некоторых других стран, нашим “легким” предприятиям приходится противостоять на своем же рынке как легальному импорту, так и незаконно ввезенному из этих государств в Россию, – говорит Борис Фомин, президент ОАО “Ростекстиль”, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по текстильной и легкой промышленности. – В 2009 году товары отечественного производства, учтенные статистикой, в объеме продаж на внутреннем рынке составили всего лишь 20,3 процента. По расчетам ТПП РФ и оценкам Минэкономразвития, при существующих экономических условиях и даже с учетом мер государственной поддержки отрасли доля российской продукции будет снижаться – за ближайшие три года упадет еще на шесть процентов…

Между прочим, в последние годы отечественные “легкопроизводители” получают неплохие преференции. Во-первых, субсидирование процентной ставки по кредитам на сезонную закупку сырья, на техническое перевооружение, осуществление экспортных операций. Во-вторых, вся номенклатура ввозимого оборудования освобождена от таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость. Всеми названными льготами пользуются и татарстанские предприятия. Так, в третьем квартале этого года субсидии получили обувная фабрика “Спартак”, производственная компания “Сафьян”, Казанский завод искусственных кож. Меры господдержки позволили в нынешнем году повысить индекс промышленного производства по российским товарам текстильного производства до 112,4 процента, кожного и обувного – до 118,8. В Татарстане эти показатели несколько выше. За девять месяцев текущего года объем товарной продукции легкой промышленности республики составил около трех миллиардов рублей, индекс промышленного производства – 142 процента.

Вместе с тем ситуация в отрасли остается крайне сложной. И по прогнозам Минэкономразвития РФ, положение будет усугубляться. Российская легкая промышленность все больше зависит от мирового рынка сырья и тканей. В нашей стране фактически нет своего производства высококачественных шерсти, льна, полиэфирных волокон, кожи, хлопка и так далее, которые постоянно дорожают. (Правда, как сообщил Равиль Зарипов, достигнуто со-глашение с Ивановской областью о создании в особой экономической зоне “Алабуга” завода по выпуску полиэфирных волокон, который будет работать на всю страну.) После последнего скачка цен на сырье, роста тарифов естественных монополий рентабельность в легкой промышленности резко снизилась – до 1,7 процента, против 6,4 процента – в 2009 году. Сохраняется и тенденция к уменьшению инвестиций в основной капитал. А что будет после вступления России во Всемирную торговую организацию, когда наш рынок подвергнется торгово-иностранной интервенции?..

Кстати, татарстанским Минпромторгом разработана стратегия развития легкой промышленности на период до 2015 года, одной из задач которой является усиление борьбы с теневым

производством и нелегальным импортом с целью доведения доли татарстанских товаров на внутреннем рынке к 2015 году как минимум до 30 процентов. С учетом вышеперечисленных оценок и прогнозов этот проект уже напоминает прожект…

Пассивность – враг производителя

Если сами “командиры” от легкой промышленности будут проявлять пассивность в борьбе с оборотом теневого производства и контрафактной продукции, в решении этой проблемы никакая милиция им не поможет.

– Допустим, татарстанские производители алкогольной продукции тесно сотрудничают с правоохранительными органами республики по выявлению и пресечению продажи подпольного алкоголя, чего не скажешь о представителях легкой промышленности, – отмечает заместитель начальника Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по РТ Ренат Гайнутдинов. – В итоге в текущем году выявлено 2300 административных правонарушений в алкогольной сфере, уничтожено 33 тысячи литров изъятой из оборота подпольной спиртосодержащей продукции, возбуждено 112 уголовных дел по факту реализации опасного для жизни и здоровья товара. Контрафактные алкогольные цеха, поставляющие на наш рынок поддельного “зеленого змия”, находятся в основном в соседних регионах – Самарской, Нижегородской, Оренбургской областях и в Республике Марий Эл.

По словам Рената Гайнутдинова, наши производители “легких” изделий далеко не всегда регистрируют товарные знаки, что затрудняет участие милиции в защите экономических интересов предприятий.

– Мы будем эффективно работать в этом направлении только тогда, когда они начнут обращаться к нам с заявлениями по фактам реализации фальсифицированного товара под их брендами, – подчеркивает он. – То есть у предприятий должны быть оформлены авторские права на свою продукцию. Например, недавно по соответствующим заявлениям в республике выявлены подпольные производства моторного масла, которое продавалось под торговой маркой “ЛУКойл”, и сухих строительных смесей, замаскированных под раскрученный бренд “Кнауф”. Кроме того, была изъята крупная партия контрафактной одежды, для пошива которой был незаконно использован зарегистрированный товарный знак с символикой Олимпиады-2014. А также обувь, футболки, свитера под брендом “Адидас”.

В отличие от местных “легкопромышленников” у западных компаний четко налажена логистика по организации претензионно-исковой работы, разработана методика расчета ущерба от реализации продукции под их брендом. Допустим, специалисты фирмы “Адидас” подсчитали, что продажа только четырех футболок с ее лейблом влечет за собой упущенную выгоду в 24 тысячи рублей. Этот и другие расчеты легли в основу уголовного дела. На сегодня для возбуждения уголовного дела минимальный порог ущерба должен быть не менее 50 тысяч рублей. И наличие этого ущерба должно быть квалифицированно доказано.

Генеральный директор ООО “Мелита” Раис Гумеров признался: мол, очень жалеет, что не обратился в УБЭП, когда под боком у одного из фирменных магазинов этой казанской меховой фабрики открылась торговая точка, где в открытую стали продавать поддельные шубы под “мелитовским” брендом. Антимонопольное разбирательство затянулось уже почти на четыре месяца. Как утверждает Раис Гумеров, контрафакт под торговой маркой “Мелита” распространяется по всей России и 95 процентов рынка меховых изделий в нашей стране – это подделка или контрабанда.

Спасение утопающего…

По мнению Бориса Фомина, спасение легкой промышленности – в повышении конкуренто-способности продукции. Но чтобы выпускать товары “нового поколения”, необходимо модернизировать отрасль. Для достижения должного уровня технического перевооружения, а также цели, поставленной стратегией развития легкой промышленности РФ до 2020 года – доведении доли отечественных товаров на внутреннем рынке до 50 процентов, – требуется ежегодно вкладывать в отрасль 14-15 млрд. рублей. Бизнес такую финансовую ношу не потянет. Доселе российские предприятия инвестировали в свое развитие не более шести миллиардов в год.

И чиновники, и производственники считают, что легкой промышленности необходимо предоставить налоговые “каникулы” на ближайшие три-пять лет. Нужно обеспечить товаропроизводителей доступными длинными кредитами, увеличить объемы субсидирования процентных ставок по кредитам на сезонную закупку сырья и техническое перевооружение. Создать единую электронную базу данных недобросовестных производителей, поставщиков и продавцов. Генеральный директор казанской обувной фабрики “Спартак” Ильдар Зарипов предложил выйти на Федеральный центр с инициативой по включению в законодательство вопроса об уничтожении конфискованной продукции, которая сегодня возвращается в торговлю (в магазины “Конфискат”), тем самым “перебивает” цивилизованный рынок. И на федеральном уровне принять общенациональную программу по борьбе с контрафакт-ной и контрабандной продукцией.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще