Эхо войны

Премии в размере от 50 до 125 евро обещаны елабужским школьникам за победу и призовые места в городском конкурсе школьных сочинений и художественных работ “Немецкие военнопленные в Елабуге”.

Премии в размере от 50 до 125 евро обещаны елабужским школьникам за победу и призовые места в городском конкурсе школьных сочинений и художественных работ “Немецкие военнопленные в Елабуге”. Конкурс проводится Елабужским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником и Народным союзом Германии по уходу за военными могилами. Итоги его подведут в конце апреля. Для юных елабужан эта акция накануне 60-летия Победы послужила толчком к серьезной поисковой работе.


К этой акции можно отнестись по-разному. Кто-то скажет: поверженная некогда страна спонсирует детей державы-победителя, чтобы те писали о бывших солдатах вермахта. А кто-то вспомнит о том, что зло в ответ на причиненную боль еще никогда не становилось основой созидания, доброе же отношение, которого пленники никак не ждали, стало “шоковой терапией” и вылечило многих солдат вермахта от “коричневой” болезни.


Дочь Татьяны Нечаевой, работавшей в лагере главным врачом, вспоминала, как ее бабушка вынесла военнопленным настоящий для того времени деликатес – томленное в печи молоко. А сын у бабушки погиб на фронте. И соседи выговаривали: Клавдия Николаевна, они же убили вашего сына, а вы их угощаете! А бабушка отвечает: ну что же делать – война, многих силом на фронт брали, у них ведь тоже есть матери…


И пусть не все поголовно местные жители относились к немцам с сочувствием, но воспоминания пленников передают общий дух и настроение горожан того времени. “Исцеление в Елабуге” – так назвал свою книгу, изданную в 1969 году, пленный немецкий офицер Отто Рюле. Она посвящена его жизни в лагере №97 НКВД СССР, который был создан в этом татарстанском городе в первой половине 1942 года и просуществовал до 1948 года, когда был репатриирован последний военнопленный.


“На нарах лежали соломенные матрасы, шерстяные одеяла и, чему я никак не мог поверить, белоснежные простыни… Трижды в день нам выдавали по двести граммов черного хлеба, небольшую порцию масла, немного сушеной или соленой рыбы и несколько кусочков сахару. Утром и вечером мы получали сладкий чай или же солодовый кофе, а в обед – целую тарелку супу или каши… Все больные обеспечивались необходимыми медикаментами”, – пишет Рюле. Речь идет о 1943 годе, это разгар войны, карточная система, когда самим елабужанам выдавали по 400 граммов хлеба в день, вспоминала переводчица лагеря Тамара Гребенщикова.


Здесь содержались офицеры и солдаты, захваченные после уничтожения Сталинградской, Бессарабской и Тираспольской группировок немцев, позже стали привозить японцев. Жили пленные на территории Казанско-Богородицкого женского монастыря и современной школы милиции, работали на лесоповале и заготовке торфа.


Идеализировать прошлое смысла нет, плен есть плен. В елабужской земле навсегда остались 623 немца. Многие из них умерли от тифа, здоровье большинства было подорвано в Сталинградском окружении. Но при этом надо учесть, что всего через елабужский лагерь прошло, по разным оценкам, от 6 до 10 тысяч пленных (а одновременно здесь могло находиться 2,5 тысячи человек), так что никого специально не замучили, а всех, кого могли, вылечили.


Как рассказала старший научный сотрудник елабужского музея-заповедника Равиля Брускова, был в плену в Елабуге и Отфрид Пройслер, впоследствии ставший известным детским писателем, его книги переведены на многие европейские языки, в том числе русский. Записывать свои рассказы и стихи самодельными чернилами на грубой бумаге он начал в лагере. Позже Отфрид Пройслер напишет: в плену он прошел такие университеты и получил такое образование, какого не способна дать ни одна академия мира. Ему были преподнесены уроки человечности. Писатель с благодарностью вспоминает, например, о солдатке, которая протянула ему ковш холодной колодезной воды, когда пленный возвращался с тяжелой работы в жаркий день. И таких примеров много – Равиля Брускова знает об этом из переписки, которую много лет ведет с бывшими пленными.


В Елабуге расположены два кладбища военнопленных: немецкое и японское (с последнего почти все захороненные вывезены на родину). На немецком кладбище захоронено более 600 человек в чинах от подполковника до капрала. В июне сюда должны приехать представители Народного союза Германии по уходу за военными могилами. Они и наградят победителей школьного конкурса. Помимо награждения состоится открытие выставки уникальных фоторабот немецкого военнопленного, сделанных в Елабуге во время пребывания в лагере.


Марина СЕЛЬСКОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще