Чем глубже преобразования, тем больше вопросов

“Не дай вам Бог жить в эпоху великих перемен!

Автор статьи: Алексей НАСЫРОВ

“Не дай вам Бог жить в эпоху великих перемен!” Это китайское присловье часто вспоминают сегодня россияне, которым выпала как раз такая эпоха. И перемены касаются каждого из нас, поскольку они происходят в жилищно-коммунальной сфере. Подразумевается, что реформа ЖКХ должна привести к “светлому будущему” (хотелось бы до него дожить). Но чем глубже преобразования, тем больше у населения вопросов. По просьбе редакции специалисты Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ отвечают на те из них, которые наиболее часто задает население нашей республики.


Реформа проводится по всей стране, но пути ее реализации различныО реформе

В чем суть реформы ЖКХ? Проводится ли она по всей стране? Каковы отличия татарстанской модели реформирования от моделей других российских регионов?


Прежде всего нужно понять: реформирование ЖКХ – это жизненно необходимая мера. Если сегодня оставить все как есть, через 8 лет будет потеряна система теплоснабжения, через 12 лет – система водоснабжения республики. Все, кто сегодня говорит о моратории на реформу в сфере ЖКХ, занимаются популизмом.


Реформа проводится по всей стране. Однако пути ее реализации различны. Руководство Татарстана продолжает придерживаться принципа мягкого вхождения в процесс реформирования. Если вкратце, суть преобразований заключается в создании в жилищно-коммунальном комплексе здоровых рыночных отношений. Развитие конкурентной среды, привлечение в отрасль бизнеса уже в скором времени позволят эффективно решить вопросы сокращения износа основных фондов, внедрения энергосберегающих технологий. При этом государство берет на себя обязательство по регулированию тарифной политики и адресной социальной поддержке населения.


Каковы этапы реформирования ЖКХ, сроки их проведения и ожидаемый результат?


Программа реформирования ЖКХ республики включает три этапа. Первый завершится в конце этого года. Несмотря на короткий период, сделать предстоит еще немало. Прежде всего отрегулировать механизмы социальной защиты населения при переходе на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг. Татарстанцы уже в ближайшее время перейдут на реальные договорные отношения с предприятиями, предоставляющими коммунальные услуги. А формирование рыночных отношений в жилищной сфере позволит сделать услуги более качественными и удешевить их.


На следующем этапе особое внимание будет уделяться развитию конкурентных отношений в сфере ЖКХ и переходу к профессиональному управлению жилищным фондом.


Завершится программа в 2010 году. К тому времени качество жилищно-коммунального обслуживания существенно улучшится, финансовое планирование на предприятиях ЖКХ сделает их деятельность прозрачной и эффективной. Главное, у населения выработается чувство хозяина, ответственного за свою собственность. Мы уверены, что так и будет, поскольку к старому возврата нет.


Означает ли переход к стопроцентной оплате услуг ЖКХ населением то, что государство более не участвует в финансировании отрасли?


Вовсе нет. Все бюджетные ресурсы, выделяемые в прежние годы на дотирование коммунальных предприятий, и даже больше, сегодня направляются гражданам в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Таким образом, главными участниками экономических отношений в этом секторе становятся сами предприятия ЖКХ и граждане.


О тарифах

Из каких параметров складывается экономически обоснованный тариф (на воду, канализацию, электроэнергию, тепловую энергию)? Кто подтверждает факт обоснованности тарифов, установленных в городах и районах республики?


Экономически обоснованный тариф включает в себя затраты по предоставлению услуг и прибыль в размере не более 5 процентов, целевым образом направляемую на реконструкцию и модернизацию организаций ЖКХ. В затраты входят электроэнергия, топливо, амортизация, заработная плата и отчисления, материалы, хозяйственные расходы. Структура затрат зависит от вида услуг. Так, при теплоснабжении расходы на топливо составляют до 30, на электроэнергию – 7, заработную плату с отчислениями – 13 процентов. При водоснабжении: на электроэнергию – до 16 процентов, зарплату с отчислениями – 13.


Федеральным законодательством закреплено, что тарифы на ЖК-услуги устанавливаются главами администраций городов и районов только на основании независимой экспертизы обоснованности затрат. Экспертиза проводится организациями, входящими в Реестр независимых экспертных организаций, аккредитованными Федеральным агентством по строительству и ЖКХ и не являющимися учредителями (участниками) предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.


Результаты проведенных экспертиз рассматриваются на экспертных советах с участием представителей Минфина, Минстроя республики, Федерации профсоюзов, Центра экономических и социальных исследований при Кабинете Министров РТ.


Почему было решено в каждом городе и районе устанавливать собственный тариф, а не пользоваться в расчетах усредненным?


Стоимость жилищно-коммунальных услуг в разных городах и районах республики различна и зависит от характеристики оборудования, степени его загрузки, протяженности сетей, объема покупных услуг, износа основных фондов. Применяемый до 2005 года усредненный тариф не создавал стимулов для снижения предприятиями ЖКХ стоимости услуг и сокращения нерациональных затрат, поскольку величина субсидий-дотаций, направляемых предприятиям, была тем больше, чем выше тарифы.


Вопрос оплаты капитального ремонта до конца не решен. Так стоит ли оплачивать его?


С вступлением в силу с 1 марта 2005 года нового Жилищного кодекса РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений и приватизированных квартир. Решение о необходимом объеме работ, сроках проведения, стоимости материалов, порядке финансирования капремонта принимается на общем собрании собственников жилого дома.


Способны ли приборы учета снизить платеж за коммунальные услуги? За счет каких средств устанавливаются счетчики?


В условиях стопроцентной оплаты услуг вопрос ресурсоэнергосбережения является приоритетным. Теперь это не просто государственная задача, а забота каждого гражданина, желающего снизить уровень оплаты ЖК-услуг.


Например, использование приборов учета воды привело к ее экономии, поэтому повышение тарифов на водоснабжение не увеличило суммы платежей населения. Сегодня нередко жильцы устанавливают двухтарифные счетчики электроэнергии, стоимость потребления которой ночью в 4 раза меньше, чем днем. Наличие у жильцов индивидуальных приборов учета позволяет снизить потребление энергоресурсов до 20 процентов. Счетчики в квартирах устанавливаются за счет средств самих жильцов.


Почему было решено отменить перекрестное субсидирование, в соответствии с которым предприятия оплачивали коммунальные услуги по более высоким тарифам?


Все мы являемся потребителями ЖКУ. Но кроме этого многие из нас еще и работают в секторе экономики. Мы не можем не понимать, что оплата промышленными потребителями услуг по завышенным тарифам подрывает конкурентоспособность предприятий, приводит к их нерентабельности, а это сказывается на количестве рабочих мест, уровне заработной платы. Потеря прибыли опасна еще и тем, что уменьшается налогооблагаемая база, а налоги – это оплата труда работников бюджетной сферы.


Таким образом, отмена перекрестного субсидирования позволяет положительно влиять на развитие производственного потенциала региона. А разработанная система социальной поддержки граждан уменьшает нагрузку на них по оплате жилищно-коммунальных услуг.


О льготах

Сегодня известно о четырех видах льгот, предоставляемых на оплату ЖКУ. В чем их суть и кто может на них претендовать?


Первый вид – субсидии-льготы. Они и раньше предоставлялись отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным и региональным законодательством – в виде скидки на оплату ЖК-услуг. И сегодня данный вид государственной поддержки сохранен. Только льготы даются в форме денежной выплаты.


Второй вид – субсидии по малообеспеченности, на которые могут рассчитывать семьи, чей платеж за жилищно-коммунальные услуги превышает 22 процента совокупного ежемесячного дохода. Распространяется эта субсидия на оплату социальной нормы площади жилья (33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 – на каждого члена семьи, состоящей из двух человек, 18 – на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек) и нормативов потребления коммунальных услуг.


Третий вид – субсидии на ограничение роста платежа за ЖКУ, которые были введены в Татарстане для оказания дополнительной поддержки населения. Возможность получения данного вида субсидий зависит от того, насколько в каждом индивидуальном случае произошел рост платежа по сравнению с 2004 годом. Принцип прост: чем больше ваш доход, тем выше рост квартплаты. К примеру, если доход на каждого члена семьи не больше 2000 рублей, то уровень роста платежа за жилищно-коммунальные услуги не должен превысить 20 процентов. Если до 2500 рублей – не более 30 процентов и так далее. Претендовать на такую господдержку может каждая семья, имеющая среднедушевой доход ниже 7000 рублей в месяц.


Четвертый вид – субсидия на централизованное отопление сверхнормативной жилой площади. Необходимость предоставления этой матпомощи продиктована значительным различием стоимости услуг теплоснабжения в разных городах и районах республики. Размер выплаты составляет разницу между тарифом на услуги теплоснабжающих предприятий конкретного района и минимальным экономически обоснованным тарифом, равным сегодня 178 рублям за 1 Гкал. Данному субсидированию подлежит сверхнормативная площадь, но не более 50 процентов от социальной нормы площади жилья. Воспользоваться этой субсидией могут семьи, среднедушевой доход которых не превышает 3200 рублей.


Что делать, если нет возможности ежемесячно снимать поступающие на личный счет денежные компенсации?


Самый простой способ – оставить деньги в банке для накопления, если, конечно, собственных средств для осуществления платежа достаточно. Можно воспользоваться услугой банка по автоматическому перечислению денег на счет поставщиков жилищно-коммунальных услуг. В таком случае ежемесячно оплачивать нужно будет только долю, приходящуюся на собственные расходы. Если же в силу каких-то причин нет возможности воспользоваться банковскими услугами, можно получать субсидии через отделения почтовой связи.


Как долго планируется использовать систему субсидирования в ЖКХ?


Адресное субсидирование граждан будет осуществляться до тех пор, пока платежеспособность и уровень доходов населения нашей республики не позволят осуществлять расходы за ЖК-услуги за счет собственных средств.


Как будет решен вопрос оплаты лишней площади одиноко проживающих граждан, не имеющих возможности в полном объеме платить за услуги?


Руководством республики разработаны три схемы решения этой проблемы. Первый и второй варианты похожи: одиноко проживающий пенсионер обменивает принадлежащее ему право собственности на жилое помещение на договор пожизненного содержания с иждивением (в этом случае гражданин остается жить в своем жилье и право собственности на него переходит государству после смерти хозяина) или пожизненного содержания в специально построенных социальных жилых домах. Третья схема предполагает обмен жилого помещения на иное, меньшей площади, с компенсацией разницы в стоимости и предоставлением возможности направить эти средства на оплату ЖКУ. При выборе любого варианта государство гарантирует гражданам соблюдение всех их прав и интересов.


О качестве

Увеличиваются ли права населения в части требований к качеству жилищно-коммунальных услуг?


Начнем с того, что право требовать соответствующее качество услуги у потребителя всегда было, есть и будет. Но после перехода к стопроцентной оплате ЖК-услуг этот вопрос стал более актуальным. Повышение качества ЖКУ – одна из главных задач программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса. Сегодня требовать качественные услуги – принципиально важно, так как, не наказывая рублем предприятия ЖКХ, мы сами тормозим естественные экономические процессы.


Следует знать: договоры на обслуживание жилых помещений, заключаемые между потребителем и поставщиком услуги, должны содержать информацию об ответственности управляющей организации перед потребителями за предоставление ЖКУ. Программа реформирования дает рекомендуемые нормативные требования к качеству услуг и размеры снижения платежей за ненадлежащее их предоставление.


К примеру, централизованное теплоснабжение должно быть бесперебойным в течение всего отопительного сезона, начало и окончание которого определяется решением администраций городов и районов. За каждые сутки отсутствия тепла в течение этого периода платеж снижается на 5,5 процента. Температура воздуха в жилых комнатах (при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений) должна быть не ниже плюс 20 градусов (в угловых комнатах – не ниже плюс 22). За каждый градус неподачи тепла в течение всего сезона, когда температура воздуха в квартире ниже установленных параметров, плата за отопление снижается на 10 процентов от месячного платежа. Понижение температуры воздуха до плюс 12 градусов и ниже считается отсутствием услуги, в таком случае плата за отопление жилого помещения не взимается.


Горячее водоснабжение должно функционировать в течение 344 дней в году (допускается плановое отключение для проведения ремонтно-профилактических работ не более чем на 21 день). За каждые сутки отсутствия горячей воды (в том числе и в период планового отключения) платеж снижается на 5 процентов от месячной платы. Нормативная температура горячей воды – не ниже 50 градусов. Плата снижается на 25 процентов за каждые 5 градусов недогрева воды. Понижение температуры до 35 градусов считается отсутствием услуги, значит, платить не нужно.


Кто отвечает за качество услуг и решает вопрос перерасчета за непредоставленную или неполную услугу?


Ответственность за некачественное предоставление ЖКУ несут организации-поставщики, с которыми гражданин состоит в договорных отношениях. Заявление о несоответствии жилищно-коммунальных услуг установленным стандартам подается гражданином в письменном виде или по телефону диспетчерской службы управляющей организации. Заявление, независимо от формы его подачи, регистрируется. Представитель управляющей организации (или поставщика услуги) обязан в течение суток явиться к заявителю для составления акта. При неявке представителя в установленный срок факт снижения качества услуги считается доказанным с момента регистрации заявления. Акт подписывается обеими сторонами и является основанием для перерасчета платы за ЖКУ.


В случае обращения в жилищную инспекцию, призванную осуществлять контроль за поставкой ЖКУ, следует знать, что там срок рассмотрения заявлений составляет от 15 дней до одного месяца.


О товариществах

Сейчас много говорят о создании товариществ собственников жилья. Какие преимущества дает эта форма управления жилым домом в условиях стопроцентной оплаты ЖКУ?


ТСЖ – это объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления, эксплуатации, владения и пользования комплексом имущества этого дома. Сегодня многие из нас являются собственниками жилья. Но де-факто мало что изменилось. В условиях стопроцентной оплаты ЖКУ жители вынуждены будут выбирать ту или иную форму управления жилищным фондом. Товарищество собственников жилья, с точки зрения регулирования правовых отношений между владельцами общего имущества, является наиболее перспективной формой.


Такие объединения самостоятельно выбирают поставщиков жилищных и коммунальных услуг, исходя из факторов качества и цены. Они контролируют деятельность ЖК-организаций, что позволяет снижать платежи в случае недопоставки услуг. Члены ТСЖ самостоятельно принимают решения о размере обязательных платежей и порядке их внесения. Словом, подобная форма управления позволяет собственнику ощущать себя таковым.


Что необходимо сделать, чтобы организовать ТСЖ?

В первую очередь на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме должно быть принято решение о создании ТСЖ. За это должны проголосовать более 50 процентов собственников. На общем собрании принимается устав товарищества, избираются его правление и председатель. После чего решение о создании ТСЖ необходимо зарегистрировать в местных органах исполнительной власти. Нужно пройти государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в многоквартирном доме.


Ирина ЧУПИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще