Нам дороги и звон колоколов, и призыв к намазу

Политологи и общественные деятели с тревогой отмечают увеличение в России исламофобских настроений.

Автор статьи: Валерий ЯКОВЛЕВ

Политологи и общественные деятели с тревогой отмечают увеличение в России исламофобских настроений. (Фобия – немотивированный страх, занимающий доминирующее место в переживаниях человека.) Социологические опросы показывают, что среднестатистический россиянин, к примеру, совершенные экстремистами террористические акты прочно связывает с исламом как с религией.


Мечеть, соседствующая с храмом, - картина для России привычная.В поисках решения проблемы искоренения исламофобии взгляды российских политиков все чаще обращаются в сторону Татарстана как примера оптимальных форм взаимоотношений – и межнациональных, и межконфессиональных.


О сегодняшней ситуации в этой непростой сфере – наш разговор с председателем Совета по делам религий при Кабинете Министров РТ, профессором, доктором исторических наук Ринатом Набиевым.


– Ринат Ахметгалиевич, в 90-е годы прошлого века отсутствие государственного контроля в этой области привело к тому, что в духовные учреждения мусульман России начали проникать представители нехарактерных для нашей страны течений ислама. Это порождало недоразумения на религиозной почве. Можно ли было этого избежать?


– Для смены эпох такая ситуация характерна. Общество ищет приемлемый путь развития – пробует одно, другое. Потом находит золотую середину, и все нормализуется. Но в процессе поиска неизбежны издержки. Так произошло и в религиозных отношениях. Коммунистический режим держал эти вопросы под полным контролем. Затем во время перестройки в 1990 году вышел в свет закон о свободе вероисповедания, который снял все препоны в этом отношении. На волне стремления к свободе, освобождения от много лет довлевшей над обществом идеологии в Россию хлынули представители нетрадиционных направлений, миссионеры, представители общин с Востока и Запада. Они предлагали свои религиозные теории. В то время в обществе наблюдался определенный идеологический вакуум. Поэтому некоторые граждане оказались под влиянием радикальных религиозных идей.


Сразу после распада Советского Союза в России не было ни одного образовательного учреждения по обучению, например, имамов. Прежде их готовили в Средней Азии. Правда, на всю страну в год выпускали не более 70 человек. Верующие в Татарстане не знали ценностей традиционного ислама. За годы советской власти многое позабылось. Зарубежные эмиссары обучали наших верующих исламу, принятому в теократических государствах, который имеет свои особенности, существенно отличается от богословского учения мусульман нашей республики. Вот где крылся корень противоречия.


И все же случаи проявления религиозной нетерпимости в Татарстане были единичны. Россия – страна поликонфессиональная. Здесь сложилась определенная культура взаимоотношений между представителями разных религий. Мечеть, соседствующая с храмом, – картина для России привычная.


– И все-таки вспоминается, что тогда, в девяностые годы, было ощущение, что в обществе назревает что-то нехорошее. Что позволило нормализовать ситуацию?


– Президент, Правительство предприняли системные меры экономического, идеологического, политического характера в сфере религиозной жизни. Если помните, в те годы Минтимер Шаймиев подписал два символических, знаковых указа: о возрождении мечети Кул Шариф и реставрации Благовещенского собора в Кремле. На самосознание мусульман и православных это решение оказало очень серьезное влияние. Тем самым было подчеркнуто равноправие двух основных конфессий. На это же были направлены встречи Президента с верующими по поводу 1100-летия принятия ислама (по хиджре) и 1000-летия принятия христианства. На принципах соблюдения баланса мусульманам и православным стали передавать культовые сооружения. Одновременно в Татарстане появились медресе, Российский исламский университет, православная духовная семинария. Мечети пополнялись кадрами, воспитанными в наших традиционных условиях. Республиканский закон о свободе совести и о религиозных объединениях придал процессу новый импульс. Он учитывал сложившиеся в Татарстане реалии, закрепил их юридически. В республике сегодня мирно уживаются представители 1288 религиозных объединений разной направленности. Такой пестрой картины, пожалуй, нет нигде в России!


– Но если почитать иные российские газеты, которые рассказывают о межконфессиональных отношениях в республике, может сложиться иное представление. СМИ муссируют тему “исламского терроризма”. Достается и Татарстану.


– Есть случаи, когда журналисты цепляются за какой-то единичный факт и начинают раздувать из него проблему вселенского масштаба. Эти непродуманные выступления в прессе как раз и создают благоприятные условия для развития исламофобских настроений. Это опасная тенденция. Цена вопроса велика. Здравомыслящие люди понимают, что страна переживает период испытаний на прочность. Проверяются и отношения между исламом и православием.


В России проживают 20 миллионов мусульман. Любая попытка внести раздор между двумя религиями – фактически это попытка развалить страну. Поэтому в данной сфере нужно быть весьма внимательным, разборчивым, а главное – вооруженным религиозными знаниями. Например, человеку, который имеет представление о российском традиционном исламе, принятом у нас богословском учении Абу Ханифы, никогда не придет в голову обвинять мусульман республики в экстремизме.


Муфтий-джадид Р.Фахретдин (1859-1936) призывал соединить Коран и хадисы с потребностями современности. Он прямо указывал на традицию сохранения порядка и уважения к властям. Поэтому ислам у татар имеет опыт сосуществования с православием и другими религиями, лоялен к российским законам, а главное – ориентирован на получение образования, восприятие культуры других народов. Атмосфера уважения религиозных верований характерна для людей нашего края на протяжении более чем тысячелетия. Поэтому отдельные проявления экстремизма отвергаются обществом и у нас нет реальной социальной почвы для распространения идей ваххабизма.


На мой взгляд, СМИ в определенном смысле должны обучать читателей быть более разборчивыми, объяснять людям, что террористы не имеют ничего общего с правоверными мусульманами. В этом заключается их благородная просветительская миссия.


– А почему бы опыт Татарстана по достижению религиозного согласия не использовать в масштабах России? Сейчас об этом тоже много говорят, но много ли делается?


– Мы поддерживаем тесные отношения с регионами России, где компактно проживают люди разных вероисповеданий. Они внимательно присматриваются к Татарстану, запрашивают материалы семинаров, консультируются по тем или иным вопросам. Изучать опыт, накопленный республикой, приезжают и зарубежные делегации. На фоне сложных явлений в мире его ценность многократно возросла.


Чтобы состоялся диалог между представителями разных вероисповеданий и национальностей, люди должны знать друг друга. Исходя из этого, мы стараемся выпускать соответствующую литературу. Недавно наш Совет по делам религий подготовил энциклопедический словарь под названием “Ислам на европейском востоке”. В работе над ним принимало участие около 40 представителей научной интеллигенции Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, а также религиозные деятели. В книгу вошло 400 статей, выдержек самого разного плана. Они отражают теорию ислама, знакомят читателя с наиболее яркими его представителями, трудами по теологии.


– В каком состоянии находятся религиозные объединения республики в настоящее время? Есть ли гарантия, что в этой сфере сохранятся мир и спокойствие?


– В последние годы республика оказала конфессиям серьезную помощь. Теперь им нужно уделять больше внимания внутреннему саморазвитию. Но это не означает прекращение сотрудничества. Наоборот, оно переходит на более качественный уровень. Например, государство оказывает содействие верующим в благотворительной деятельности. Эта та площадка, на которой разные религиозные объединения находят общие интересы. Ведь одна из их главных целей – это социальное служение. Участие же государства в данном процессе сводится к регулированию межконфессиональной деятельности, созданию максимально благоприятного климата во взаимоотношениях религиозных организаций. Таким образом, верующие республики участвуют в решении сложных социальных проблем – в борьбе с наркоманией, преступностью, в оказании помощи малоимущим…


Сейчас рассматривается вопрос о выделении религиозным организациям, занимающимся благотворительностью, специальных грантов. Это позволит решать вопросы благотворительности, скажем так, более профессионально, эффективно систематизировать работу, от которой выиграют все.


В республике больше тысячи мечетей. Структурно они объединены в сорок пять мухтасибатов и пять региональных казыятов. Подготовкой духовных кадров, их образованием заняты Российский исламский университет, восемь высших и средних медресе. Центральное место в борьбе против экстремизма и негативных явлений в сфере образования, в утверждении толерантности отводится профессиональному религиозному образованию. Нас беспокоит пока еще недостаточно высокий его уровень, а также появление в Татарстане эмиссаров-проповедников движения “Хизб-ут-тахрир”. Для недопущения негативных явлений государственные и религиозные структуры выработали общий план работы в сфере профессионального образования.


Совет по делам религий совместно с вышеназванными структурами постоянно отслеживает процессы образования, чтобы не произошло проникновения к нам чуждых, враждебных идей и течений. Подготовка духовных кадров, их дальнейшая деятельность в русле традиционного ислама – и есть лучшая форма заслона от них. Ту же задачу выполняет экспертный совет при Совете по делам религий, куда входят представители крупных научных коллективов, академики, профессора, доктора наук. Его задача – анализ, проведение религиоведческой экспертизы, поступающих из Минюста запросов.


Таким образом, мы стараемся держать руку на пульсе религиозной жизни республики, стремимся к тому, чтобы она была стабильной и предсказуемой.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще