Ухабы на пути школьного автобуса

Одним из основных вопросов на очередном заседании республиканской Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, которое провел вице-премьер – руководитель аппарата Кабинета Министров Шамиль Гафаров, вновь стали школьные перевозки.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Одним из основных вопросов на очередном заседании республиканской Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, которое провел вице-премьер – руководитель аппарата Кабинета Министров Шамиль Гафаров, вновь стали школьные перевозки. Несмотря на особое внимание, которое уделяется сегодня в республике доставке ребят из небольших, не имеющих школ поселений в более крупные, где есть общеобразовательные учреждения, проблем здесь по-прежнему предостаточно.

Дело в том, что перевозка детей – это особый вид транспортных услуг, требующий целого ряда дополнительных требований к безопасности. Так, допустим, несколько иначе, чем для обычного междугородного или пригородного маршрута, разрабатывается паспорт маршрута школьного, предъявляются особые требования к техническому состоянию автобуса и квалификации водителя. “Детское” транспортное средство в обязательном порядке должно быть подключено к системе спутниковой навигации. Но все это – в идеале.

Так, по словам руководителя Управления государственного автодорожного надзора по РТ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Бориса Смирнова, в результате проверок, проведенных совместно с Управлением ГИБДД МВД по РТ, в сфере школьных перевозок выявлены весьма нелицеприятные факты. Казалось бы, Татарстан – первый из регионов страны, сумевший организовать мониторинг школьных перевозок с использованием специальной программы спутникового слежения за движением таких транспортных средств. Во многом благодаря этой программе за весь период реализации

нацпроекта в Татарстане подвоз детей из малокомплектных школ проходил без происшествий. Не хотелось бы неприятных сюрпризов и в будущем, хотя, судя по данным проверки, они не исключены. Например, в республике не оказалось ни одной школы, где бы перевозки детей соответствовали всем требованиям безопасности. Так, в “черном списке” засветились по три школы Чистопольского, Рыбнослободского и Высокогорского районов, в Лениногорском таких оказалось шесть, в Нурлатском – семь. В числе нарушений – непрохождение водителем школьного автобуса обязательного предрейсового медосмотра, несоответствие водителей требуемой категории, внегаражное хранение автобуса-“школьника” и т.д., и т.п. Более того, несколько автобусов даже не прошли обязательный техосмотр в ГИБДД, что является вопиющим нарушением. В некоторых районах даже нет решений исполнительных комитетов о возможности эксплуатации школьного маршрута по результатам обследования условий. Документы, выходит, и то не подготовили…

Как минимум шестьдесят “детских” автобусов ежедневно не фиксируются на мониторах диспетчеров дирекции АИУС-РТ Министерства транспорта и дорожного хозяйства, на которую возложены обязанности мониторинга передвижения школьных автобусов: то ли оборудование барахлит, то ли машины просто на линию не выезжают. А пятьдесят школ республики не представили в дирекцию документы, необходимые для включения в базу. И, соответственно, мониторинг движения их автобусов тоже не ведется.

Дебиторская задолженность муниципалитетов по оплате услуг мониторинга становится все больше. А ведь еще в апреле этого года дирекция была вынуждена из-за этого приостановить свою деятельность, и на несколько дней школьные перевозки стали практически бесконтрольными (“РТ” писала об этом 6.04.2010 в материале “Школьные автобусы остались без спутника”). А если опять ситуация повторится?

С целью обеспечения безопасности школьных перевозок Кабинетом Министров и Министерством транспорта и дорожного хозяйства совместно с Министерством внутренних дел было решено закрепить школы за автотранспортными предприятиями для технического обслуживания и надзора за их эксплуатацией. К сожалению, это постановление не выполнено – ни одна школа так и не “прикрепилась” к автопредприятию. Тогда возникает вопрос: кто и как следит за техническим состоянием автобусов?

По результатам проверки в отношении муниципалитетов заведено 14 административных дел, в отношении директоров школ – 11, не прошедшие техосмотр автобусы поставлены на прикол.

Понятно, все эти проблемы не с неба упали и их как-то нужно решать, причем в срочном порядке.

По мнению главного госинспектора Госавтодорнадзора по РТ, проблемы начались, когда в 2006 году было принято решение о передаче “школьников” ООО “Корпорация Татавтотранс”. Тогда предприятие совместно с органами местного самоуправления и районными отделениями ГИБДД организовали маршруты, разработали график движения, определили пункты посадки-высадки детей, обеспечили сопровождение групп учащихся преподавателем, а затем школьные автобусы в соответствии с требованиями российского законодательства были переданы в собственность муниципальным образованиям. И пошло-поехало… Муниципалитеты, дабы сэкономить на содержании школьного транспорта, передали его в оперативное управление школам. В результате педагогам были определены функции, которые никакого отношения к учебному процессу не имеют. Учителя начали заниматься организацией школьных перевозок – делом для них совершенно незнакомым. Конечно, ответственных за перевозку школьников педагогов обязали “повысить квалификацию” по со-ответствующей программе. Но это же только дополнительные расходы для школы, тогда как толку от такого обучения немного.

А предрейсовый медицинский осмотр водителя, технический – автобуса и обязательный ТО раз в полгода, плюс диспетчерское сопровождение и техническое содержание автобуса, хранение и т.д.? Не самая легкая задача даже водителя на школьный автобус найти:  требования высокие, а зарплата – окрестным курам на смех. Какой водитель высокой квалификации согласится работать за 5-6 тысяч “деревянных”? И эти проблемы также легли на школы.

По мнению Бориса Смирнова, проблему нужно решать кардинально.

– Должен быть профессиональный организатор перевозок, способный нести профессиональную ответственность и профессионально же решать эти задачи, – уверен он. – Министерству образования и науки нужно сформировать единый госзаказ на школьные перевозки. Заказчиком должны стать органы местного самоуправления. А вот функции организатора перевозок с полномочиями контроля за исполнением госзаказа нужно возложить на Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики. Необходимо обязать органы местного самоуправления по согласованию с Минтрансом привлекать к перевозке школьников операторов из числа профессиональных перевозчиков, причем на конкурсной основе. И крайне важно урегулировать вопрос финансового обеспечения организации мониторинга школьных перевозок…

По мнению Шамиля Гафарова, некоторые вопросы решить можно быстро – если, например, оплачивать району только те перевозки, которые зафиксированы системой спутникового слежения. Материальный стимул всегда был в такой ситуации решающим… А вот в части совершенствования организации таких перевозок проблема требует более детального рассмотрения комиссии.

На заседании также был рассмотрен вопрос об организации парковок в столице Татарстана. Материал об этом – в одном из ближайших номеров “РТ”.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще