По расчетам специалистов, в течение ближайших пяти лет продажи автомобилей в нашей стране будут расти ежегодно в среднем на 15 процентов. Такой вывод основывается, прежде всего, на низком уровне автомобилизации россиян – до сих пор количество машин на тысячу человек у нас вдвое меньше (около 250), чем в США, Германии, Великобритании, даже в Чехии и Польше. Кроме того, 63 процента машин, находящихся в автопарке жителей нашей страны, прослужили уже более десяти лет.
При этом российский рынок автокомплектующих развит слабо – из-за устаревших технологий, недостатка поставщиков, отсутствия конкуренции, нехватки инвестиций в НИОКР и квалифицированных инженеров. В связи с технологическим отставанием и сильным износом мощностей отечественные производители не могут поставлять качественные автокомпоненты для современной техники. Так что наш авторынок обладает огромным потенциалом для развития. И государство активно привлекает в страну иностранных поставщиков не только автомобилей, но и комплектующих.
Таков лейтмотив проходящего с 20 по 22 октября в Татарстане Российско-турецкого делового форума “Стратегия инновационного развития автокомпонентного промышленного кластера в Российской Федерации”, в котором приняли участие Премьер-министр Ильдар Халиков, министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Турции в России Айдын Сезгин и около трехсот представителей властных структур и бизнес-сообществ двух стран.
Стоит поторопиться
На пленарном заседании под председательством статс-секретаря – заместителя министра регионального развития РФ Юрия Осинцева посол отметил, что последние годы характеризуются беспрецедентно активными политическими контактами между нашими странами. И такой тренд не может не влиять на торговые и экономические отношения.
– Турция остается одним из крупнейших стратегических партнеров России, которая большое значение придает иностранным капиталовложениям, – констатировал дипломат. – Известные мировые автостроительные компании с охотой идут на российский рынок. Концентрация сборочных производств создала хорошие предпосылки для развития компонентного бизнеса. И Турции нужно поторопиться с вложением своих капиталов, в частности, в автопром Татарстана. Итальянский концерн “Фиат” намерен построить здесь очередной завод, планируя инвестировать 2,4 млрд. долларов, сюда же желают внедриться германские и другие компании. Так что между автопроизводителями возникает серьезное соперничество. Но мы рассчитываем на “пальму первенства”.
Как считает государственный министр внешней торговли Турции Ахмет Йакыджа, приход в нашу республику зарубежных автостроителей повысит конкуренцию в этой отрасли, что положительно скажется на качестве татарстанской продукции.
– В 1996 году турецкие власти, чтобы поддержать своего товаропроизводителя, по сути, закрыли границы для иностранных автопоставщиков, – рассказывает он. – А потом поняли, что совершили ошибку, и сделали нашу страну открытой, резко снизили таможенные пошлины. Сначала турецкие компании испытали шок, но потом в условиях конкуренции стали усиленно работать над улучшением качества своих изделий. В итоге сейчас нашу продукцию активно закупают 27 европейских стран. А экспорт запчастей даже превышает объемы экспорта готовых автомобилей.
По словам Ахмета Йакыджы, в настоящее время товарооборот между Турцией и Россией составляет 40 млрд. долларов США, в стратегических планах турецкого руководства довести этот показатель до ста миллиардов.
– По объемам промышленного производства автопром Турции занимает 17-е место в мире, России – 19-е. И мы должны объединить усилия, чтобы подняться выше по этой лестнице, – подчеркнул генеральный секретарь Союза автомобильной промышленности Турции Эрджан Тезер.
Приходите всерьез и надолго
Премьер-министр Ильдар Халиков выразил удовлетворение тем, что Российско-турецкий деловой форум проводится на татарстанской площадке.
– Это не случайно, – считает он. – Выпускаемая в нашей республике продукция автопрома представлена во всех сегментах автомобильной техники – легковых и бортовых машин, самосвалов и другой спецтехники. Крупнейшая в России автокорпорация ОАО “КамАЗ” занимает одиннадцатое место в мире среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовиков и восьмое – по объемам выпуска дизельных двигателей. В нынешнем году компания планирует увеличить объемы производства и продаж на 10 процентов к уровню 2009 года. Она продолжает реализацию проектов совместно с корпорацией “Даймлер”, в том числе по созданию СП “Мерседес-Бенц Тракс Восток”, по расширению сотрудничества с ведущими мировыми производителями автокомпонентов, что будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускаемой техники.
Крупным машиностроительным предприятием “ПО “ЕлАЗ” в кризисном 2009 году освоены новые модификации спецтехники, к примеру, подъемные и цементировочные агрегаты на базе шасси “КамАЗа”. Кстати, в рамках делового форума ЕлАЗ заключил соглашение о сотрудничестве с турецкой корпорацией “Чукурова”, в соответствии с которым она поставит татарстанскому заводу четыре экскаватора-погрузчика. По результатам проведенных испытаний, изучения потребительских и технических характеристик этой техники будет решаться вопрос об организации ее производства на ЕлАЗе из комплектующих, которые будут поставляться компанией “Чукурова”, а также частично изготавливаться на Елабужском автозаводе.
Кроме того, по данным Минпромторга РТ, автопроизводители “Фиат” и “Соллерс” объявили о создании в республике альянса в формате совместного предприятия по производству пассажирских автомобилей и внедорожников. Предполагается, что к 2016 году мощности нового СП достигнут 500 тысяч машин в год. Здесь будут выпускаться девять востребованных в России моделей, шесть из них – на базе платформы FIAT-Chrysler. Локализация в рамках этого проекта должна составить не менее 50 процентов, включая производство в России двигателей и коробок передач, а также создание нового технопарка по выпуску автокомпонентов. Таким образом, формирование этого совместного предприятия в Татарстане станет одним из крупнейших инвестиционных проектов в масштабе российского автопрома.
Ильдар Халиков признался, что предприятия республики испытывают серьезную потребность в автокомплектующих, и предложил турецким гостям рассмотреть возможность по созданию у нас автокомпонентных производств.
Новый взгляд на приоритеты
– Господин посол говорил о том, что нужно торопиться с принятием решений о вложении инвестиций в российские регионы, – напомнил заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев. – Я постараюсь вкратце объяснить, почему нужна такая спешка. Что сейчас происходит в нашем автопроме? Антикризисные меры Правительства РФ по поддержке этой отрасли дали реальные результаты. В нынешнем сентябре продажа автомобилей увеличилась на 55 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам восьми месяцев рынок новых автомашин вырос на 18 процентов. При этом рост наблюдается во всех сегментах этой техники – не только самой дешевой, но и коммерческой. В течение девяти месяцев девять из десяти автомобилей – лидеров продаж – были выпущены на территории России. Таких результатов удалось достичь не только благодаря государственной поддержке отечественного автопрома, но и в связи с концентрацией в стране сборочных производств иностранных моделей. А также такой непопулярной мере, как повышение таможенных пошлин на ввозимые в Россию подержанные иномарки.
По словам Андрея Дементьева, существенную помощь в восстановлении рынка легкового транспорта оказала программа утилизации старых машин. По оценкам Минпромторга РФ, за девять месяцев по этой программе реализовано не менее 20 процентов от всего объема продаж. А, к примеру, продукция АвтоВАЗа раскуплена на 50 процентов больше, нежели до введения в действие этого проекта. Причем участниками данной программы стали граждане, которые в иной ситуации были бы не в состоянии приобрести автомобили. То есть к рынку привлечены новые покупатели.
– Мировой финансово-экономический кризис позволил по-новому взглянуть на приоритеты развития отрасли. Он не только высветил многие проблемы в этой сфере, но и указал пути их решения. В прошлом году доля автопрома в валовом внутреннем продукте упала до рекордно низкого значения – менее одного процента. В том же непростом 2009-м началась разработка стратегии развития автомобильной промышленности в РФ до 2020 года. Предполагаемые результаты выполнения этой программы весьма амбициозные. К примеру, до 80 процентов всех автомашин, продаваемых в России, должно производиться именно в нашей стране. Локализацию производства необходимо довести не менее чем до 50 процентов, что “потянет” за собой увеличение к 2020 году добавленной стоимости, создаваемой в РФ, в 4,5 раза – до 2,2 трлн. рублей и повышение доли автопрома в ВВП как минимум в три раза. Речь идет не только о легковых авто, но и о грузовых, и автобусах.
Но для достижения этих целей нужно убедить зарубежных производителей машин и автокомпонентов в том, что им целесообразно разворачивать соответствующие производства на территории нашей страны. Значит, следует внедрять привлекательные для них единые правила игры. К примеру, в свое время были введены таможенные льготы на автокомпоненты, ввозимые в Россию иностранными компаниями, но в обмен на создание у нас сборочных площадок. В результате в стране появилось 18 новых автосборочных комплексов, где компании с мировыми именами производят технику как в партнерстве с российскими предприятиями, так и самостоятельно. В итоге преследуемая при этом цель была достигнута – доля импортных (имеется в виду ввозимых) автомобилей на российском рынке падает. Правда, спрос на них по-прежнему растет, а очереди в автосалонах удлиняются.
На прошедшей позже пресс-конференции на вопрос корреспондента “РТ”, какое место в новой стратегии развития автопрома в РФ занимает Татарстан, Андрей Дементьев ответил: одно из ведущих. “Ваша республика в этой сфере – довольно успешный регион, автомобильный кластер, сложившийся здесь, – в ряду самых крупных в стране”, – отметил он.
На панельных дискуссиях участники форума детализировали и обобщили опыт ведущих российских и зарубежных компаний по повышению конкурентоспособности автосборочных и автокомпонентных производств, обсудили механизмы взаимодействия бизнес-структур и органов госуправления на пути к достижению инновационного развития отрасли. В ходе адресных встреч представители российского и турецкого бизнеса рассмотрели вопросы инвестирования в автопром нашей страны, создания совместных предприятий. Сегодня гости переместились в Елабугу и Набережные Челны, где они побывают в особой экономической зоне “Алабуга”, в компаниях “Соллерс-Елабуга”, “ЕлАЗ”, на КамАЗе и в камском индустриальном парке “Мастер”.