Есть идея? Иди в “Татнефть”

Не только тонны добытой нефти определяют нынче корпоративную политику ОАО “Татнефть”, а в первую очередь – ее социальная ответственность.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Не только тонны добытой нефти определяют нынче корпоративную политику ОАО “Татнефть”, а в первую очередь – ее социальная ответственность. Все сферы деятельности компании, от экономической до экологической, направлены на то, чтобы в том регионе, где сосредоточены ее основные предприятия, а значит, и ее трудовые ресурсы, жизнь становилась не просто комфортной, но по-настоящему полноценной.


При этом разительные перемены в инфраструктуре городов и поселков даже не требуют комментариев. Вспоминается недавний разговор с одним из ветеранов-нефтяников Анатолием Подиным, вся биография которого связана с поселком Джалиль. Анатолий Митрофанович, не скрывая удовольствия, рассказывал о том, как, возвращаясь из поездки, разговорился с попутчиками в вагоне.


В фитнес-клубе спортивно-оздоровительного комплекса "Нефтьче" НГДУ "Иркеннефть"Он долго рассказывал о родном поселке. О том, что здесь нефтяники не только построили красивое и добротное жилье, но и с нуля создали всю социальную и бытовую инфраструктуру. Для детей открыты музыкальная школа и школа искусств, бассейн, спортивные залы, построены новая гимназия и поликлиника, действуют хоккейные корты, множество технических кружков, учебный комбинат. Есть даже собственный Арбат с роскошными светильниками и ажурными скамейками. А в соседнем Альметьевске можно покататься на горных лыжах по хорошо обустроенным трассам.


Слушали его собеседники, кивали головой. Но вот когда Подин сказал, что есть в поселке ледовый дворец, то разом постановили: заврался мужик. Так и сошли с поезда, не поверив в то, что в татарстанской глубинке, в рабочем поселке, для простых смертных может быть построено столько всего.


И ведь не только Джалиль может похвастаться благами, о которых трудно было даже мечтать еще десять лет назад. В этом же списке – Бавлы, Азнакаево, Бугульма и другие города республики. “Татнефть” строит детские сады и школы, открывает молодежные центры, ледовые и спортивные дворцы, возводит санатории-профилактории и современные лечебные учреждения. И это позволяет говорить о том, что социальный статус жителя нефтяного региона, причем вне зависимости от места его работы, поднимается на качественно иной уровень.


В странах, где давно научились считать каждый цент, вывели формулу, которая определяет зависимость финансово-экономического состояния компании от эффективности управления трудовыми ресурсами. Эта формула крайне актуальна и для нашей страны, которая пытается поставить экономику на полноценные рыночные рельсы. Как заметил генеральный директор ОАО “Татнефть” Шафагат Тахаутдинов, нельзя ступить в рынок одной ногой, в то время как другая висит в воздухе. Новые трудовые отношения требуют и новой психологии. И эта психология куда гуманнее по отношению к труженику, чем можно представить на первый взгляд.


И если вести речь о “Татнефти”, то необходимо подчеркнуть, что эта компания сегодня далеко не та моноструктура времен планово-распределительной экономики, где все необходимое для жизнедеятельности предприятия, в том числе и непроизводственной сферы, было сосредоточено на его же собственной базе. Теперь это крупная корпорация, холдинг с вертикально интегрированной структурой, где есть материнская компания, дочерние общества и аффилированные предприятия. И в этой группе компаний общая численность персонала зашкаливает за 110 тысяч человек. Так что в сложной иерархии татарстанских нефтяников управление трудовыми ресурсами, без сомнения, играет ведущую роль в обеспечении конкурентоспособности компании.


Последние пять лет структура и организация основного производства продолжала совершенствоваться. Нужно было уходить от непрофильных видов деятельности, акцентируя внимание на внутрикорпоративном обслуживании. Кроме того, было начато создание малых независимых сервисных предприятий, развивающих сферу услуг для подразделений основного производства. Ряд рабочих мест был выведен из структур НГДУ.


И вот тут определилась цифра, которая могла бы смутить стороннего читателя: общая численность работающих в нефтегазодобывающих управлениях сократилась на 14,7 процента. Но факты – вещь упрямая. А они говорят о том, что, сокращая рабочие места в одной сфере, “Татнефть” активно создает их в другой. Только за последние пять лет компания увеличила численность работающих в аффилированных предприятиях в два раза больше, чем высвободила на основных, сервисных и дочерних предприятиях. И новых рабочих мест создано опять же почти на треть больше, чем ликвидировано при реструктуризации.


Любопытная картина получается: “Татнефть” не уменьшает свою численность, а как раз наоборот – увеличивает, лишь меняя при этом аффилированность предприятий. Часть персонала просто перетекает из одной структуры в другую, в основном на новые производства. Именно поэтому в нефтяных регионах практически не стоит проблема безработицы и вытекающей из нее социальной напряженности, связанной с основным работодателем.


Другое дело, что для конкретного человека может быть довольно острым чисто психологический момент перемены окружения, коллектива, специальности. Но ведь куда хуже оказаться выброшенным за борт. Однако не в правилах нефтяной компании оставаться безучастной к судьбам своих специалистов. Решая проблему трудоустройства тех, кто попал под реструктуризацию производства, акционерное общество создало 11 тысяч новых рабочих мест. В основном в сервисных подразделениях нефтегазодобывающего и нефтеперабатывающего производства, а также в сети АЗС, сфере розничной реализации нефтепродуктов.


В этих условиях особое значение приобретает подготовка и переобучение кадров. И это также один из аспектов социальной ответственности компании. Только за четыре года в “Татнефти” подготовлено и обучено для новых производств около 29 тысяч работников.


Кстати, воплощая в жизнь идею развития новых производств в нефтяном регионе, компания создала специализированный фонд поддержки предпринимательства, в планах которого намечена серьезная акция – открытие в Лениногорске бизнес-центра для подготовки менеджеров новых производств. Генеральный директор “Татнефти” выразился вполне категорично: будет поддержана любая бизнес-идея, если только это не “купи-продай”.


Реальные перспективы для открытия новых рабочих мест есть и у вновь создаваемых технопарков. Один из них – “Идея Юго-Восток” – создается на базе бывших лениногорских заводов. Технопарк будет специализироваться на выпуске машин и оборудования для сельского хозяйства, строительных материалов, товаров народного потребления и комплектующих для автоматизации нефтеперерабатывающего процесса. Но самое важное, конечно же, то, что этот шаг, одобренный руководством республики, направлен опять-таки на то, чтобы снизить, насколько это возможно, в условиях банкротства иных предприятий, социальную напряженность в нефтяном регионе, тем самым невольно взвалив на свои плечи дополнительную долю ответственности.


Иначе нельзя. Статус обязывает. А статус этот высок и определен ролью одной из ведущих социально ориентированных нефтяных компаний России.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще