По последним данным о жертвах землетрясения и разрушительного цунами, обрушившегося на побережье стран Южной и Юго-Восточной Азии, а также Восточной Африки 26 декабря 2004 года, погибли 153585 человек, из которых третья часть – дети. Ранено более полумиллиона человек, голод и эпидемии угрожают пяти миллионам.
Всего на Земле ежегодно происходит в среднем 18 разрушительных землетрясений с магнитудой, превышающей 7 баллов. Если говорить о количестве пострадавших, то с последним катаклизмом сравнимы землетрясения в Японии 1 – 3 сентября 1923 года, когда погибли 143 тысячи человек и 200 тысяч были ранены, а также 6 октября 1948 года в Туркмении, когда погибли 80 процентов населения Ашхабада – примерно 176 тысяч человек. А самое ужасное в ХХ веке землетрясение пережила китайская провинция Таньшань 28 июля 1976 года. По разным оценкам, там погибли от 240 до 655 тысяч человек и 780 тысяч были ранены.
Нынешняя трагедия отличается исключительным вниманием к ней со стороны мировой общественности. В помощь пострадавшим странам уже собрано более 6 миллиардов долларов, причем средства выделяются не только правительствами, около трети этой суммы пожертвованы частными лицами. Кроме того, международные финансовые организации собираются оказать пострадавшим странам помощь в размере до 4 миллиардов долларов, а Парижский клуб кредиторов решил заморозить выплаты этих стран по их внешним долгам. Благотворительность просто беспрецедентная.
Щедрость частных лиц, вероятно, можно объяснить современным уровнем развития СМИ. Когда каждый день показывают по телевизору кадры ужасающих разрушений и толпы обезумевших людей, обязательно найдутся состоятельные господа, готовые помочь. А в первой половине ХХ века и узнавали о трагедиях такого масштаба не сразу, и по уровню эмоционального воздействия газеты и радио невозможно сравнить с телевидением.
Второй важный фактор – огромное количество погибших и пропавших без вести иностранных туристов. Всего от цунами пострадали граждане 46 стран. Погибшими считаются около 10 тысяч туристов из Европы, Австралии и Северной Америки. Не случайно крупнейшими донорами стали Австралия – 904 миллиона долларов, Германия – 993 миллиона, Азиатский банк развития – 675 миллионов, Евросоюз – 529 миллионов, Япония – 500 миллионов и США – 350 миллионов. Россия с ее 30 миллионами долларов в этом списке выглядит довольно скромно, ну да, как говорится, самим бы кто помог. К тому же россиян пострадало не так много – двое погибших и 8 человек – в розыске.
Но главным фактором массированных финансовых вливаний в пострадавшие страны все-таки представляется фактор макроэкономический. В глобальной экономике курорты Индонезии и Таиланда, туристические маршруты Индии и Шри-Ланки прочно заняли свою нишу, а в их курортно-туристический бизнес вложены все те же западные деньги. Какие-то убытки страховые компании, конечно, возместят. Но владельцам отелей для полной реабилитации своего бизнеса важно как можно скорее не только восстановить всю инфраструктуру, но также и общую атмосферу благополучия, способствующую расслабляющему отдыху.
Российский экономический интерес, может быть, и не такой заметный, во всей этой истории также присутствует. Ущерб, понесенный странами региона, оценивается примерно в 300 миллиардов долларов, и он может повредить российскому экспорту вооружений. А разрушение дорог и аэродромов в Шри-Ланке, возможно, приведет к росту цен на чай. Ни то, ни другое не смертельно для нас. Ну и еще туроператорам временно не разрешают работать на этом направлении, поскольку сейсмическая активность в Индийском океане у северного побережья Суматры пока остается довольно высокой. Они эту неприятность, надо полагать, также легко переживут.
Тем временем сенсационное заявление сделала тайская газета The Nation. По данным издания, метеорологи Таиланда знали о надвигающемся цунами, но скрыли информацию, не желая навредить туристической индустрии страны. Метеорологи-эксперты собрались на чрезвычайное заседание через несколько минут после землетрясения, сообщает газета. Однако они понадеялись, что индонезийский остров Суматра послужит щитом для южного побережья Таиланда, и, оценив экономические последствия для туристической индустрии, не стали объявлять тревогу. У правительства Таиланда на этот счет свое мнение. По словам премьер-министра страны, директор метеорологической службы был назначен полгода назад и должен был закупить оборудование, предназначенное для предупреждения о цунами, аналогичное японским установкам. Однако ничего не было сделано, и служба метеорологии не предупредила людей о надвигающейся волне, за что директор департамента и был отправлен в отставку.
Теперь созданием систем предупреждения о цунами дружно озаботились Индия, Китай и Малайзия. Системы эти, к слову сказать, не так уж и дороги – в пределах 30-50 миллионов долларов. На фоне миллиардных пожертвований – мелочь. Но какой от них толк, если решение – оповещать население или нет – принимается не из соображений безопасности?
На Шри-Ланке в затопленном природном заповеднике Яла не пострадало ни одно дикое животное. Уцелели все слоны, все леопарды и даже все кролики. А на Никобарских островах спаслись все аборигены, которых считали погибшими. Ученые полагают, что они ориентировались на поведение диких животных и поэтому вовремя ушли на возвышенные места. Без всякой электроники и систем раннего предупреждения.