Президент школьной республики

В одной из школ Елабуги введена необычная система самоуправления.

information_items_1347366984

В одной из школ Елабуги введена необычная система самоуправления. Средняя школа № 9 провозгласила себя “демократической республикой завтрашнего дня” и избрала президента и парламент.


Венер Минегалиев Стать президентом в 16 лет – ноша не из легких, даже если ты президент отдельно взятой школы, вернее, демократической школьной республики. Венер Минегалиев (на снимке), одиннадцатиклассник школы №9 города Елабуги, в этом убедился на собственном опыте. За две недели его президентства не было дня, чтобы старшеклассники не обратились со своими предложениями, а малыши не потянули за рукав и, назвав по имени-отчеству, не поделились своими радостями или не пожаловались на то, что их обижают.


А всего учеников в школе – 1200. Это, конечно, не 145 миллионов россиян, но…


– Путину легче, чем мне, – говорит Венер, – у него помощников много, и он взрослый, опытный человек.


Президент школы улыбчив и словоохотлив, иначе и быть не может: Венер Минегалиев – заядлый кавээнщик. Года два назад никто бы и не подумал, что его потянет в “политику” – шебутной был ребенок, вспоминают учителя. Впрочем, тогда трудно было предположить и то, например, что дети с таким энтузиазмом откликнутся на предложение учредить в школе “государство в государстве”, республику, чтобы сообща решать школьные проблемы.


Зачинщиком нового дела стал директор школы Ривал Зарипов, кстати, сам депутат городского совета. За реализацию замысла взялись единомышленники – завучи и учителя. Им хотелось, чтобы ни один ребенок не остался в стороне от школьного самоуправления, чтобы каждый ученик почувствовал: школа – действительно второй дом, и его мнение может повлиять на школьную жизнь.


Демократическая республика в школе учреждена по типу государственного устройства России. Есть Дума, состоящая из учеников, Госсовет из числа педагогов и родителей, и даже Верховный суд во главе с директором школы.


Право голоса в выборах президента и депутатов имели все школьники, даже самые маленькие жители республики – первоклассники. На пост президента было выдвинуто 9 кандидатур, ученики 9-11-х классов. Желающих было 15 человек, но к кандидатам предъявлялись строгие требования: они должны хорошо учиться, активно участвовать в жизни школы, не курить и не употреблять алкоголь. Так что шестеро отбор не прошли.


Каждый кандидат разработал свою программу, где, как водится, избирателям обещали решить многие их проблемы: ликвидировать очереди в столовой, установить дежурство в раздевалке, разрешить посещать школу по субботам в свободной форме одежды. Но все же решающую роль сыграли не обещания, а активность кандидата. Венер Минегалиев буквально завалил школу листовками со своей фотографией и призывом проголосовать за него. Он зашел в каждый класс, уделив особое внимание младшей школе – они-то старшеклассников вообще не знают. Все это обеспечило ему большинство голосов – 42 процента.


Была у Венера и своя группа поддержки, и даже имиджмейкеры. В день выборов будущий президент, по его признанию, много времени провел перед зеркалом: ему завязывали галстук, поправляли прическу… В общем, все было серьезно и волнительно.


К выборам специально отпечатали бюллетени. Под это мероприятие отвели целый день. Учителя были очень удивлены, когда подсчитали голоса. Дело в том, что в день выборов в школе отсутствовали по болезни более 90 человек, а явка к урнам оказалась стопроцентной. Все больные пришли на выборы, чтобы исполнить свой долг.


На церемонии инаугурации новоизбранного главы школьной республики Венер произнес слова присяги, положив руку на школьную конституцию. Апофеозом стало исполнение школьного гимна. По предложению детей гимн, слова которого неделю разучивала вся школа, пели, держа правую руку на сердце. Педагогу-организатору, которая снимала все происходящее на пленку, пришлось для этого даже переложить камеру в левую руку.


Кстати, у школы, помимо гимна, написанного, между прочим, одной из одиннадцатиклассниц, есть флаг и герб. Разработали их также сами школьники, причем окончательные варианты выбирались на конкурсной основе.


Школьное самоуправление уже дает первые плоды. Несколько дней назад на беседу с ребятами, избранными в школьную Думу (а это в основном старшеклассники) пригласили шестиклассника-хулигана, на которого не действовали никакие упреки и убеждения. С тех пор ни один педагог на мальчика не пожаловался.


В Думе, куда вошли тридцать человек, обращаются друг к другу на “вы” и по имени-отчеству – это создает рабочую атмосферу. Здесь созданы свои комитеты. Образовательный комитет контролирует успеваемость, принимает предложения учеников касательно учебного процесса, дисциплинарный – следит за внешним видом школьников, пресекает драки. Культурно-массовый комитет заниматся проведением развлекательных мероприятий, комитет по делам молодежи – проблемами младших классов (по тому, как активно атакуют его малыши своими вопросами, президент уже понял, что у них очень много проблем). И, наконец, комитет по связям с общественностью помогает главе школьной республики принимать претензии и предложения.


В Думе уже составлена первая программа, которую президенту предстоит отстаивать перед директором. В ней обозначены самые больные темы: устранение очередей в столовой и раздевалке, ношение сотовых телефонов (их настоятельно рекомендовали отключать во время уроков). Еще одно предложение касается запрета на проведение сразу двух контрольных в день.


Кстати, если президент не будет справляться со своими обязанностями, Дума может объявить об импичменте. А вообще, максимальный срок президентства – один год.


Кроме Думы в школе образовано и правительство со своими министерствами. Например, министерство юстиции обеспечивает посещаемость и контролирует исполнение законов республики, минэкологии и труда занимается озеленением, координирует экологическое движение, общественно-полезный труд, организацию трудовых бригад. Будет и министерство иностранных дел (отношения с другими учебными заведениями), МЧС (пожарные расчеты) и другие.


Дети настояли на принятии закона о государственных наградах республики для самых достойных граждан. Планируется разработать значки “Почетный гражданин”. А чтобы зарабатывать деньги и формировать бюджет государства, создано министерство экономики, при котором открывается бизнес-компания. Вскоре представители школы поедут на республиканский слет школьных бизнес-компаний, чтобы набираться опыта предпринимательской деятельности.


– А не страшно демократию разводить? – спрашиваю я директора.


– Но ведь демократия – это не только права, это еще и ответственность, – говорит Ривал Исмагилович, – а как воспитать инициативную личность, если не давать возможность эту инициативу проявлять?


Школьный президент Венер Минегалиев признается: школьники сегодня действительно почувствовали, что появилась реальная возможность что-то изменить в их жизни. По мнению же директора, новая система станет для детей хорошей стартовой площадкой для дальнейшей жизни и карьеры.


Марина СЕЛЬСКОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще