Проводили мы старый год по-старому – телеобращением Президента РФ к народу, а новый встретили по-новому – беспрецедентно длительными рождественскими каникулами, от которых, видимо, еще долго будем приходить в себя. Ну да все когда-нибудь кончается. Закончились и праздники.
По числу событий и перемен прошедший 2004 год, пожалуй, даст фору иному десятилетию. Кажется, только Президент страны у нас остался тот же, что и был. Зато поменялся премьер-министр. Причем опять-таки нашим неповторимым доморощенным способом – не после президентских выборов, а до них. И сразу же после выборов фундаментально перетряхнули все Правительство посредством административной реформы, смысл которой до сих пор до конца не ясен. Если, конечно, не считать ее предназначением увеличение количества федеральных чиновников высшего уровня.
Выстраивая саму себя, исполнительная ветвь власти не забывала и про остальные. Парламент окончательно превратился в машину для голосования по правительственным законопроектам. Недавний съезд судей показал, что независимость судебной власти мы будем строить также долго. Ну а про “четвертую власть” и говорить неловко. Свобода слова осталась, кажется, только в Интернете. (Впрочем, если последний тезис в тексте настоящего материала все-таки сохранится, то это будет означать, что в Татарстане со свободой слова пока еще все не так плохо.) Ну а вершиной политических реформ Владимира Путина станет новый порядок избрания губернаторов. Впрочем, новым он может называться только с большой натяжкой. Первых секретарей обкомов партии тоже когда-то избирали на пленумах по предложениям ЦК. Возможно, ошибаюсь, но, кажется, не было ни одного случая, когда бы пленум обкома отверг кандидатуру ЦК. Так что схема возникает знакомая, и в нее легко впишется прямое назначение мэров столичных городов, да и всех иных глав администраций.
В построении пресловутой “вертикали власти” прошедший год вполне можно считать успешным. Еще бы только встроить ее (вертикаль) в так и не найденную национальную идею.
В середине 90-х годов, когда реформы, называвшиеся демократическими, уже разрушили все что можно, стала широко обсуждаться мысль о том, что правильным было бы не огульное отрицание всего доперестроечного, окрещенного “совковым”, а сохранение имевшегося в нем хорошего. А хорошее-то было. Иначе страна не стала бы великой державой. Мысль эта обсуждается до сих пор, хотя и без всяких практических последствий.
Хорошо помню время, когда преступления с применением оружия в стране были редкими ЧП, и если такое случалось, то вся милиция вставала на уши и искала “ствол”. Нашедшим полагалась приличная по тем временам премия. И ведь находили! Конечно, советская милиция тоже была не блеск в том смысле, что Жегловых в ней было больше, чем Шараповых, а вместо добрых сказок про доброго дядю Степу-милиционера огорченные мамаши пугали своих непослушных чад именно милиционерами. Такие сдвиги в народном сознании случайными не бывают. И все же та милиция стволы находила, а воров и бандитов сажала в тюрьму. (Будем объективны: в последнее время татарстанская милиция последовательно наращивает усилия в этом направлении.)
А что теперь? Защитная функция милиции, кажется, постепенно выхолащивается. Кто защитил жертв прошлогоднего февральского теракта в московском метро и всех последующих, апофеозом которых стали взрывы пассажирских самолетов и бесланский Апокалипсис? Перед бесланской трагедией все померкло. Когда потом в Нальчике и Назрани убивали в здании УВД милиционеров и захватывали их оружие, это уже не казалось чем-то запредельным. Раньше ужасы предыдущих трагедий перекрывались у нас ужасами последующих, Беслан все “исправил”. После него уже ничто не кажется более ужасным.
Да, отдельных бандитов ловят и судят. Но далеко не всех и не самых главных. А генералы, не способные ни организовать поимку Басаева с Масхадовым, ни предотвратить масштабные тер-акты, ни хотя бы обуздать уличную преступность, все в своих креслах. А тем временем социологические опросы показывают, что люди боятся за себя и своих близких.
Говорят, правоохранительным органам денег не хватает. А кому их сейчас хватает? Хотя, с другой стороны, денег в государстве немерено. Нет, про то, что золотовалютный запас зашкалил за 100 миллиардов долларов, все знают. И то, что резервный фонд, формируемый из нефтяных сверхдоходов, заехал за 500 миллиардов рублей, известно. И про то, что бюджеты прошедшего и грядущего годов неминуемо сведутся с гигантскими профицитами, легко узнать из официальных документов. И все же мы чего-то не знаем. Не знаем, почему при всех этих богатствах денег не хватает всем, в том числе и гражданам. Экономисты в правительстве говорят, что если деньги по-простому дать людям, то будет всплеск инфляции, от которого людям же и станет хуже. Но не нужно высшего экономического образования для того, чтобы знать: платежеспособный спрос стимулирует рынок. Если у людей будут деньги на мясо, одежду, жилье, наконец, то это подстегнет соответствующее производство и все, что ему сопутствует.
Федеральная служба статистики утешает. По ее данным, объем денежных доходов населения в январе-ноябре 2004 года составил 9 трлн. 383,3 млрд. руб. и увеличился на 21,2 процента по сравнению с соответствующим периодом года предыдущего. Когда доходы так лихо растут, можно рассчитывать и на рост потребления. Но при одном маленьком условии: если они растут равномерно по всем слоям населения. А вот этого-то как раз и нет. Если судить по опросам, то более половины российских граждан считают, что за прошедший год их материальное состояние ухудшилось.
От чистого сердца завидую спортивным журналистам. У них большой выбор. Можно вспомнить и футбольную трагедию, и олимпийскую драму, и теннисный триумф. А что делать политическому обозревателю? 2004-й для страны сложился, прямо скажем, не из запоминающихся удач. Остается только радоваться, что високосный год наконец-таки закончился, и надеяться, что в новом хуже уже не будет.