“Мы жили по соседству, встречались просто так” – как в старой песенке, начинались их отношения. Дружили, общались, гуляли вместе по казанским улицам. И так же, как в песне, незаметно переросла их почти детская дружба в любовь. Вот уже шестьдесят лет Зоя и Владимир Лопатниковы вместе.
Что вспоминается им сегодня из долгой совместной жизни? Как уходил он в армию, а она его ждала. Как вернулся, отслужив, в родную Казань, но пожениться сразу им не дала война.
– Я все думал – вдруг меня на фронт возьмут, – рассказывает Владимир Васильевич. – У меня друг тогда только женился, и его призвали. Так он с войны и не вернулся. Вот я и решил подождать, а то оставил бы ее одну…
Но судьба миловала – тылу тоже нужны были толковые кадры, так что на фронт Владимира Лопатникова родной 22-й завод не отпустил. И в ноябре 1944 года состоялась их свадьба.
– Да уж какая тогда, в войну, свадьба! – вспоминает Зоя Афанасьевна. – Скромно все было. Только родные собрались. Платье, помню, на мне красивое было, голубое, с бантом…
Да и потом, говорит, жили всегда очень скромно. Но хорошо, ладно.
– Мы с ним очень дружные всегда были, и до сих пор у нас эта дружба, привязанность.
– И никогда за 60 лет не было мысли развестись?
– Нет! Я всегда удивлялась, как это люди так просто расходятся? Захотела – и к маме ушла… Да как же так можно?
– Так ведь другие, наверное, глядя на вас, тоже удивляются – как это люди так долго живут вместе?
– Это те, кто не ругается между собой, они быстро расходятся, – смеется Владимир Васильевич. – Бывало, слышишь: так они хорошо жили и не ссорились совсем, а разошлись… А мы вот, бывает, ругаемся…
– А из-за чего?
– Да из-за мелочей – ложку не так взяла, не так положила… Но мы быстро миримся. Полчаса, час – и все!
Когда смотришь на Владимира Васильевича, невольно приходит мысль: вот он в чем, секрет мужского долголетия, – в счастливой семейной жизни! В этом году глава семьи Лопатниковых, кроме бриллиантовой свадьбы, отметил еще и 90-летний юбилей, но держится вполне бодро. Жена, которая младше его на шесть лет, гордо рассказывает, как ее Володя всегда помогал по дому, и сейчас, когда ей приходится лежать в больнице (глаза подводят), он и постирает, и в магазин за творожком сходит. Правда, если нужно много продуктов купить, тут, конечно, дети да внуки помогают. Двое сыновей у Лопатниковых, две внучки, два правнука.
– И у детей наших семьи крепкие, хорошие, – говорит Зоя Афанасьевна. – Снохи у нас добрые, умные.
Она, медик по образованию, привыкшая делать людям добро, вообще во всех склонна видеть только хорошее. Всю жизнь кому могла – помогала. И сейчас, говорит, со своей скромной пенсии они с дедом стараются поддержать правнуков, сыновей старшей внучки, что живет с мужем в Москве.
– Там все так дорого, – переживает она. – А мальчики-то у них маленькие еще, 4 и 6 лет. Трудно им, как не помочь…
– А кто, – спрашиваю, – у вас в семье главный?
– Да у нас и вопроса такого никогда не стояло, – растерянно отвечает Зоя Афанасьевна, – оба одинаковые…
Впрочем, тут же выясняется, что деньги в доме всегда были в распоряжении жены.
– Он мне всю зарплату всегда отдавал и знать не знал, сколько у меня в кошельке. Но я всегда очень строго к расходам относилась, лишнего никогда не тратила!
– Я вот ей однажды решил на 8 Марта духи подарить, – вспоминает глава семьи. – А она меня ругает – зачем, мол, деньги потратил…
– А какие еще подарки дарили?
– Да никаких.
– А цветы?
– И цветы никогда не дарил.
– Что, так никогда ничего друг другу и не дарили?
– Любовь…
Хоть и отметили они нынче бриллиантовую свадьбу, бриллиантов в их доме отродясь не водилось. Впрочем, оказывается, не столь это и важно. Можно купаться в дорогих подарках, а счастья в доме не будет. А можно просто уметь прощать, заботиться и быть честными друг перед другом. Вот все это вместе, наверное, и есть любовь. Которая прочнее любых бриллиантов.