Вчера в Набережных Челнах открылись шесть пунктов по приему документов от граждан, претендующих на получение жилищно-коммунальных субсидий. Естественно, жители автограда могут обратиться с этой целью и в два филиала центра материальной помощи и компенсационных выплат территориального управления Министерства социальной защиты РТ, которые продолжают функционировать в прежнем режиме.
Льготы по оплате коммунальных услуг в Челнах имеют 55,7 тысячи человек. Еще около девяти тысяч семей получают дотации от государства по этой статье расходов как малообеспеченные. А 1 января 2005 года в связи с тем, что население начнет полностью оплачивать затраты на содержание жилищного фонда и энергоносители, количество субсидируемых с целью выравнивания платежей домохозяйств увеличится в несколько раз и может достигнуть 55-60 тысяч. Такой прогноз по городу дают специалисты Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ и Госкомстата РТ.
Именно малообеспеченная часть населения находится сейчас в центре внимания городской администрации и органов социальной защиты. Ибо с начислением для льготников различных категорий ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) ситуация проще. База данных по людям, которым выплаты полагаются, давно выверена. Конечно, процесс перехода от натуральных льгот к денежным компенсациям для самого их получателя психологически непростой, но в организационном плане трудностей он не представляет. А вот по вновь назначаемым жилищно-коммунальным субсидиям сформировать базу данных еще предстоит. Сначала даже предполагалось открыть в городе 12 пунктов приема документов от населения. Но потом решили: хватит шести.
– Будет необходимость, развернем дополнительные участки, – говорит заместитель начальника управления социальной защиты Галина Каширина. – Два года назад, когда только вводилась практика жилищно-коммунальных субсидий, аналитики предсказывали, что субсидии потребуются 12 процентам, то есть почти 20 тысячам домохозяйств в масштабах города. На это указывал опыт других регионов страны. Однако у нас число заявителей не превысило 9 тысяч. Поэтому вполне возможно, что прогноз республиканских ведомств и не оправдается. Но мы готовы к любому развитию событий. Сейчас заканчиваем составлять график приема документов от граждан непосредственно на предприятиях.
– Если гора не идет к Магомету… С другой стороны, назначение субсидий осуществляется на заявительной основе. Какой смысл в том, чтобы, как говорили прежние партийные идеологи, “дойти до каждого”?
– Обслуживая граждан по месту работы, мы тем самым уменьшаем очереди в пунктах приема документов, расположенных в жилых кварталах. Выездам наших сотрудников на предприятия и в учреждения предшествуют семинары, которые мы проводим по отраслям для кадровиков, работников бухгалтерий, профсоюзных активистов, разъясняя механизм получения жилищно-коммунальных субсидий. Приобретенные знания они потом доводят до членов своих коллективов. И те к нашему появлению на предприятиях имеют возможность подготовить необходимые документы: справки о составе семьи, совокупном доходе и так далее. Первый такой семинар мы проведем в городском управлении здравоохранения.
– А почему эта работа началась только сейчас, а, скажем, не в ноябре?
– Так Закон “Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан”, кроме самих депутатов Госсовета, еще никто в глаза не видел, он пока не опубликован и не вступил в силу. А чтобы вести конкретный разговор с людьми, надо иметь на руках нормативные акты. Однако мы без дела не сидим. Сотрудники управления больше всех заинтересованы в том, чтобы начать свою работу как можно быстрее и вести ее в опережающем темпе. Ведь мало собрать базу данных, надо рассчитать размеры субсидий для тех, чьи документы примем. Расчетные листки по квартплате люди получат в начале февраля, а мы уже в середине января должны перечислить деньги на их банковские счета.
– Так квартиросъемщику придется еще в банк топать, чтобы открыть лицевой счет?
– Вот этого как раз не потребуется. Мы работаем по принципу “одного окна”. Гражданину достаточно будет написать заявление или доверенность на открытие счета. И мы ее сами отдадим в банк. Номер своего лицевого счета он узнает при первом получении в банке денег. А к нам может больше не заглядывать, пока через полгода не наступит пора обновлять документы, подтверждающие право на субсидию.
– Я слышал, что в связи с возросшим объемом работ вашему управлению добавили 30 штатных единиц. Сколько времени заняло заполнение вакансий?
– Две недели. Несмотря на то, что уровень зарплаты у нас очень низкий. Сотрудник без опыта социальной работы получает 1220 рублей. Помогло то, что в городе есть учебное заведение нашего профиля – это экономико-строительный колледж. Его выпускники нас вполне устраивают. Вообще мобильный характер нашей работы предполагает наличие в коллективе молодежи, причем профессионально подкованной, хорошо знающей компьютер. И пока недостатка в таких работниках мы не испытываем.