На днях в Москве завершила работу Международная профессиональная выставка “Пресса-2005”, состоявшаяся уже в двенадцатый раз. В этом представительном форуме под эгидой агентства “Татмедиа” участвовали и татарстанские издания, в числе которых была наша газета “Республика Татарстан”.
Ярмарка красок
На других посмотреть и себя показать – так коротко можно охарактеризовать мероприятие, собравшее в одном из самых больших павильонов Всероссийского выставочного центра сотни представителей средств массовой информации России. Показывали себя по-разному: например, башкирские, бурятские и ямало-ненецкие участники форума, рекламируя свою прессу, расхаживали по выставке в национальных костюмах; в импровизированной избушке, которую срубило для себя издание “Бабушкины рецепты”, устроились за самоваром настоящие бабуси в очках и с вязальными спицами в руках; редакция “Тюменской правды” организовала “показ мод”, нарядив девушек в бальные платья из своих собственных газет… Добавьте сюда расхаживающих по всей выставке коробейников с шарманками, охапками разноцветных шаров, флажков и прочей рекламной мишуры, многочисленных зазывал, приглашающих принять участие в конкурсах и лотереях. И вы поймете, что зрелище было очень сочное, яркое, можно было целый день ходить по выставке, как по большому музею. Многие посетители так и делали, и к вечеру их баулы и пакеты оказывались до предела заполненными всевозможной печатной продукцией.
Как бороться с почтовой монополией?
Впрочем, главная цель выставки “Пресса-2005” заключалась все-таки не в том, чтобы просто поглазеть на россыпь печатных изданий России, но, как отметил на открытии форума его председатель Михаил Ненашев, чтобы поднять социальную ответственность медиабизнеса. Выступая перед собравшимися, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский отметил, что количество зарегистрированных периодических изданий в России уже к концу этого года достигнет 47 тысяч, а их совокупный тираж составит 8 миллиардов экземпляров. Сегодня на рынке прессы существует ряд вопросов, требующих без-отлагательного решения, в частности, высокая стоимость подписки и проблемы с распространением изданий. Задача государства, издателей и общества в целом – создать такую систему, при которой газеты и журналы свободно приходили бы в каждый дом, свободно конкурировали между собой на прилавках магазинов и киосков.
Как сохранить институт подписки? Надо развивать ее альтернативные формы – к такому мнению пришли участники заседания “открытой трибуны” “Почта или альтернативная подписка – что эффективнее?”. Еще полтора-два года назад ситуация на рынке подписки была относительно стабильной, однако с утверждением концепции реструктуризации почты у издателей начались проблемы. “Почта России” передала часть своих полномочий Межрегиональному агентству подписки и поручила своим подразделениям проводить подписку через это агентство. Тем самым она назначила себя монополистом и стала диктовать условия издателям и другим участникам медиа-рынка. В результате на нем сложилась абсурдная ситуация – затраты по наполнению газет или журналов информацией, по их печатанию в типографии стали цениться ниже, чем банальная доставка почтой уже готовой продукции.
Чтобы вернуть взаимоотношения издателей и почты в нормальное правовое русло, некоторые издания подали в суды иски к Федеральному государственному унитарному предприятию “Почта России”. В Волгограде, Твери, Ростове-на-Дону требования истцов были удовлетворены. Однако в целом монополия ее сохраняется. Сила почты сегодня – в существовании карточной подписки. Только “Почта России” при существующей системе имеет доступ к подписчику и таким образом “привязывает” к себе клиентов.
И вполне понятно в этих условиях стремление региональных издателей вместе создавать альтернативу МАП – альтернативные агентства подписки. Наверное, стоит над этим подумать и издателям Татарстана.
Ваш сайт в Интернете – это тоже СМИ
Выставка “Пресса-2005” оказалась весьма богатой на всевозможные встречи, конференции, семинары, “круглые столы”, “открытые трибуны” и так далее.
Многолюдно было, например, на заседании пресс-клуба “Образование в России – будет ли оно доступнее и качественнее”. Согласитесь, проблема, которая волнует всех. И очень многое в ее решении зависит от авторитета прессы, от ее позиции. Актуальные темы в рамках выставки “Пресса-2005” прозвучали на “круглом столе”, обсудившем проблемы конституционного права граждан на свободное получение и распространение информации на российских железных дорогах. Присутствовавшие на встрече с журналистами высокие железнодорожные начальники пообещали, что пассажирский сервис скоро резко улучшится: в поездах появятся телевизоры и интернет-кафе.
Еще один яркий “круглый стол”, в котором удалось принять участие автору этих строк, назывался “Представительство СМИ в Интернете: как достичь наилучшего результата”. Тема злободневная. Как известно, у большинства периодических изданий сегодня есть сайты в Интернете, в том числе и у нашей газеты. Причем интернет-ресурс уже давно перестал быть просто архивом публикаций печатного издания, а превратился в совершенно особый продукт. Взять, к примеру, форму подачи информации. Чем короче онлайновый текст, тем лучше он воспринимается, тем больше читателей им заинтересуется. Так что будущее за интернет-сайтами для массовой аудитории. Не случайно сегодня уже более 1000 таких сайтов стали регистрироваться как самостоятельные средства массовой информации.
Вопрос, который не дает покоя многим издателям: влияет ли развитие Интернета на тиражи традиционных газет? Не секрет: число посетителей Сети растет, а число читателей газеты падает. Взаимосвязаны ли эти процессы? Мешает или помогает сайт газете? Скажем, в Англии предложено считать всех читателей (и печатных изданий, и посетителей сайтов) одной аудиторией. Так что вопрос “приращения” печатной аудитории электронной не просто заслуживает внимания, но это и вполне реальный процесс не такого уж далекого будущего.
Еще один важный аспект развития сайтов СМИ – плата за них. Американцы уже пришли к тому, что за электронную версию газеты или журнала надо платить. Причем деньги, как и информация, тоже должны быть электронными. По всей видимости, к этому придет и российский Интернет.
Еще одни важный аспект – в нашем обществе интернет-информация пользуется меньшим доверием, чем традиционные СМИ. По результатам последних исследований, ей доверяют всего два процента опрошенных, что вполне понятно: вещать в Сети сегодня может кто угодно, и здесь немало непроверенной и недостоверной информации. Тем не менее у интернет-проектов СМИ широкие возможности.