Знал бы прикуп, жил бы в Сочи! Кто не слышал эту незатейливую поговорку любителей преферанса? Еще на нашей памяти черноморский курортный город был пределом мечтаний рядового жителя Страны Советов. Эти огромные каштаны, раскидистые пальмы, диковинные бананы, яркие рододендроны и магнолии в цвету – все было так по-заморски необычно и красиво. Жаркие дни, звездные ночи – один бесконечный праздник. Сейчас иначе – особо не удивишь нашего брата-обывателя, познавшего роскошь турецкой Антальи, окунувшегося в прозрачные воды Красного моря, весь мир открыт, только имей кошелек потуже.
Теперь Сочи, пережив “измену”, постепенно возвращает своих ценителей. Туристы и курортники заново открывают для себя красоты российской Швейцарии. Нам же этот город интересен тем, что он стал родиной для пяти тысяч наших соплеменников. Как живут татары в “городе Сочи, где темные ночи”, какие проблемы заботят здешнюю татарскую общину – об этом наш очередной рассказ в рубрике “Татарский мир”.
Для кого в Сочи темные ночи
Испокон веков на этой благодатной земле селились люди разных национальностей. В конце XIX века Черноморское побережье интенсивно заселяется выходцами из центральных губерний России, из Молдавии, Украины, Грузии, Белоруссии. Из Турции сюда перебрались армяне и греки. Пустили здесь корни и наши татары. В основном это – люди состоявшиеся и крепко стоящие на ногах. Конечно же, они разные. Кто-то сочинец в пятом поколении, кто остался после институтской практики в советские времена, а кто перебрался сюда совсем недавно по военным сертификатам.
Пенсионеры, основа религиозной организации татар-мусульман “Ясин”, живут достаточно скромно. Каждый из них прожил достойную трудовую жизнь, вложив свой кирпичик в фундамент процветания родного города. Пособия на старость, как и по всей России, не из тех, на которые можно размахнуться, но есть налаженный быт, есть люди, на которых можно опереться в трудную минуту, – именно это и сплотило их в “Ясине” вокруг Равзы Рамазановой.
Саму же Равзу-ханум в ислам привела… беда. Так случилось, что девять лет назад она потеряла единственную дочь, которая была тяжело больна, а потом ушел из жизни и муж. На руках осталась крошечная внучка. Позже, совершив паломничество в Мекку, Равза-ханум создаст благотворительный фонд для помощи одиноким и неимущим людям, который назовет именем внучки – “Диана”.
Болезнь дочери заставила ее в свое время переехать по настоянию врачей в этот курортный город из родной Мордовии. Нелегко обживались на новом месте, но на ноги встали, дочь окрепла – думали, пронесет, но нет. Недуг оказался куда коварнее, чем можно было предположить. Встал вопрос организации похорон. И тут выяснилось, что похоронить умершую по исламским канонам крайне затруднительно: в Сочи не оказалось священнослужителей-мусульман. В те дни Равза весь город перевернула, всех татар обошла-объездила. Но старушку-абыстай все-таки отыскала. Именно тогда она поняла, насколько разобщены сочинские татары, и задалась целью объединить и сдружить их.
Тем более что объединяться есть во имя чего – решения насущных общих проблем. Их хватает. В Сочи, где проживает около ста тысяч мусульман, никогда не было мечетей. Если другие культовые учреждения здесь с давних пор строились одно за другим без противодействия со стороны властей, то вот проблемы мусульман тут старались просто не замечать.
До сих пор в городе нет мусульманского кладбища. Пару лет назад Равзе Рамазановой удалось выбить место упокоения для почивших единоверцев. Но – “недолго музыка играла”. Сочинские власти (справедливости ради отмечу, что мэр в ту пору был другой) выкинули финт, который просто в голове не укладывается: на мусульманском кладбище разрешили хоронить людей других вероисповеданий только потому, что здесь есть свободные места! Все обращения татарской общественности оставались без внимания. Нет, чиновники на письма активистов “Ясина” и национально-культурной автономии татар откликались. Но как! Официальных ответов набралось на несколько папок. Тексты поражают своей изощренной казуистикой. Дочитав до конца, так и не поймешь – по какой причине отказали в просьбе, да и отказали ли вообще? А если не отказывают, то где решение вопроса? Вот уже не один год сочинские татары просят у меняющихся градоначальников дозволения открыть мечеть. Не соборное сооружение, пусть небольшое помещение, лишь бы было где собраться под одной крышей старикам, было куда прийти молодым на встречу с ними. Дозволения нет и нет. Из-за перестраховки властей, что в деятельности национально-культурной автономии татар (НКАТ) и мусульманской организации “Ясин” может содержаться пропаганда… экстремизма и терроризма.
– Я не устану твердить и буду убеждать чиновников всех уровней, тех, с кем меня сводит судьба, как и все эти двенадцать лет, что существует “Ясин”, – горячо говорит Равза Низаметдиновна,- что нельзя видеть в желании иметь конфессиональный дом основу для подрыва спокойствия в этом регионе. Священная книга мусульман Коран запрещает любые формы насилия и давления и повелевает творить мир, добро и справедливость между людьми и народами.
Таких пенсионеров еще поискать!
О том, что основу “Ясина” составляют пенсионеры, я уже сказала. Но вот какие это пенсионеры! Каждый сам по себе – личность просто поразительная. Вот, к примеру, кандидат сельскохозяйственных наук Фаина Зинатовна Мукминова. Искренне жаль, что грянувшая перестройка не дала Фаине-ханум защитить докторскую степень. Готовая диссертация так и осталась лежать в ее архиве. Агроном по профессии, всю свою жизнь она отдала изучению лекарственных растений. Причем активно знакомила земляков с наименее распространенными среди садоводов-любителей овощными и пряноароматическими культурами, их целебной силой, изучая особенности их выращивания и потребления.
– Конечно, любое лекарственное растение можно использовать для лечения только по назначению врача, – рассказывает Фаина Мукминова. – Но вот в повседневном питании каждый не только может, но и должен употреблять эти овощи, чтобы сохранить высокую трудоспособность, здоровье и долголетие себе и своим близким. В нашей субтропической зоне многие из описанных мною культур можно выращивать даже в осенне-зимний период.
В 1991 году Мукминова издала брошюру, которую и днем с огнем было не найти в Сочи. Называлась она “И в пищу, и для здоровья”. Огородники ее переписывали от руки, ведь речь в ней шла о малораспространенных в ту пору овощных культурах. Таких как бамия, гравилат, кануфер, кервель, пажитник, чайот. Мало того, в приложении были даны рецепты: как приготовить диабетические и диетические блюда, как использовать пряности при различных заболеваниях.
Не менее интересна и колоритна личность еще одной сочинки. Почетный изобретатель РФ, руководитель научно-творческого объединения “Экобиоэн” и лаборатории “Соликон”, физик по специальности Венера Шавкатовна Балгазина. Ее научные исследования представляют несомненный интерес для тех, кто занимается проблемами современного состояния квантовой биофизики в области изучения глубинных, скрытых связей между сознанием, пространством, временем и причинностью явлений, которые обыденное сознание именует “чудесами”. К сожалению, все труднее Венере Шавкатовне проводить исследования в необходимом объеме, нужны средства, и немалые. У нее же лишь скромная учительская пенсия, а обещания власть имущих поддержать научный проект так и остаются лишь обещаниями.
Автономия не желает быть “котом в мешке”
Так сложились обстоятельства, что после “Ясина” Равзе-ханум пришлось заняться и созданием национально-культурной автономии. То, что во главе сочинских татар должна быть Рамазанова, сомнений ни у кого и не вызывало.
Надо видеть эту женщину. Невысокого росточка, с точеной фигуркой. Но ее хрупкость и прозрачная наивность ярких карих глаз ой как обманчивы. Первый заместитель главы Сочи, руководитель аппарата администрации Алексей Ивашкин, говоря о руководителе национально-культурной автономии татар, не скрывал своего почтения к ней:
– Наша Равза-ханум – человек не просто ответственный, во многом она пример для остальных руководителей автономий, а ведь единственная женщина в их среде. Она и нас всех умудряется в линеечку построить, особенно, когда Сабантуй готовит, – смеется Алексей Георгиевич.
Чтобы понять, каково было руководителю вновь организованной автономии просто собрать своих соплеменников или навестить свой будущий актив по месту проживания каждого, надо представить себе сам город. Сочинские районы не просто растянуты по побережью. Дороги из одного района в другой – это сплошные серпантины, изгибы и повороты порой под прямым углом, захватывающие дух спуски и подъемы. И вот попробуй-ка доберись из Адлера, где находится офис национально-культурной автономии татар и “Ясина”, до того же Лазаревского. Но плакаться и жаловаться было некому, да и не из того теста Рамазанова, чтобы позволить себе быть слабой.
Одним словом, собрать народ удалось. Подвал одной из адлеровских девятиэтажек, в котором обосновался офис автономии, стал местом, где могли собраться наши соплеменники хотя бы для того, чтобы от души поговорить на родном языке, послушать родные песни, познакомить своих детей и внуков. Самое интересное, что в НКАТ потянулись и люди других национальностей.
– С огромным удовольствием общаюсь с татарами, чувствую в них родственные души, – делится балкарец Ануар Бархозов, генеральный директор межрегиональной дирекции по строительству и эксплуатации здравниц в Сочи. – Ваши обычаи, культура очень близки балкарскому народу, корни ведь одни у нас.
– Мы не желаем быть “котом в мешке” для наших земляков, – говорит председатель автономии татар, – и потому стараемся все наши встречи, праздники, мероприятия делать максимально открытыми. Открытием татарской культуры для многих моих земляков стал Сабантуй, который мы проводим ежегодно на собственные средства. Народу собирается много. Радует то, что много приходит отдыхающих. Татарстанцы активно участвуют во всех мероприятиях нашего праздника. Пусть люди приходят, видят нас и в радости, и в печали. Мы готовы помочь каждому, да и сами от протянутой к нам руки не отмахнемся.
А вот помощь автономии нужна. Очень высока арендная плата, и выплачивать ее становится все тяжелее. И потом – это все-таки подвальное помещение со всеми вытекающими отсюда последствиями.
– Нам ведь и обратиться не к кому за поддержкой, – говорит Равза-ханум. – Слов нет, серьезная помощь оказывается со стороны Всемирного конгресса татар, но это поддержка духовного характера, моральная. Правда, очень помогло Правительство РТ, выделив в свое время нам “Газель”, серьезно выручает нас эта машина. Но вот если в других регионах есть представительства Республики Татарстан, торговые дома “Татарстан”, то в Сочи этого нет. И это меня крайне удивляет. Как человек, многие годы проработавший в сфере торговли, могу сказать, что направление это выгодное для предпринимательства.
Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке
Честное слово, мне мэр Сочи понравился. Чисто по-женски. Мужчина видный, красивый, на таком приятно остановить взор. Импозантный бобрик на голове. Пронзительный, твердый взгляд чекиста, роскошный костюм. Принял нас вежливо, нашел время в своем напряженном рабочем дне. Поинтересовался целью приезда. Мы столь же вежливо ответили, мол, интересует нас, как живут татары в городе, который считают своей родиной. Виктор Колодяжный столь же вежливо ответил (цитирую по диктофонной записи):
– У нас национальных проблем нет. У нас, чтобы вы знали, даже национальности такой нет – татарин. Мы все – сочинцы. И нам бы очень не хотелось, чтобы были нации в городе. Кто-то хуже, а кто-то лучше?! Город у нас курортный, люди отдыхают в спокойной атмосфере. Вот напишите лучше в вашей газете, что нужно повернуть вашу республику к нам лицом. Отдыхайте в Сочи! Мало того, со всей ответственностью заявляю, что в будущем году стотысячный татарстанец, который приедет на отдых в наш город, получит здесь в подарок квартиру. Дом этот в центре, сразу за зданием администрации. Можете сфотографировать его. Мы проработаем механизм регистрации курортников из Татарстана, чтобы все было официально – и милости просим за квартирой в Сочи.
Наверное, понравившийся мне сочинский глава слегка перегнул относительно наций. Куда уж денешься от четырехсот тысяч представителей ста шести национальностей?! Понятно желание градоначальника сохранить спокойствие во вверенном ему регионе. Но боюсь, тот же грузин, депутат городского собрания Семен Семенович Учадзе, с которым мы познакомились в саду-музее Дерева дружбы, возглавляющий весьма активную грузинскую диаспору, или наша татарка Равза-ханум Рамазанова, при всей любви к родному городу, все-таки не согласятся на такое обезличивание. Наверное, не стоит бояться национального вопроса. Только уважение к чужой культуре и чужой вере рождает терпимость.
– Дорогу осилит идущий, – сказала, прощаясь с нами в Адлере, Равза Рамазанова. – Мы свой путь знаем, но в одиночку его не одолеть. Только в многообразии и разнообразии мира заключается его ценность.
Как стало известно, на днях председатель национально-культурной автономии татар Сочи Равза Рамазанова отметила свой юбилей. Отмечать день рождения Равзе Низаметдиновне пришлось в Москве, куда ее пригласил Совет муфтиев России. Здесь, в столице, ее ожидал подарок более чем заслуженный: Равиль хазрат Гайнутдин вручил ей высшую награду российских мусульман – Орден Почета “Аль-Фахр” II степени. Мы присоединяемся к многочисленным поздравлениям друзей Равзы-ханум и желаем ей терпения, мужества и мудрости на нелегком просветительском пути.