Когда диплом погоды не делает
Помните: “Все профессии нужны, все профессии важны…”. Увы, немеркнущий, казалось бы, оптимизм революционного поэта насчет нужности всех профессий в начале ХХI века основательно откорректирован правилами рыночных отношений. Одно из них гласит: рынок переизбытка не терпит. Не потому ли сегодня сотни выпускников различных вузов, ссузов и прочих учебных заведений, дающих профессиональные навыки и знания, вдруг открывают для себя горькую правду о том, что их профессионализм работодателем не востребован. А что делать с дипломом, который уже не является гарантом благополучия? Хорошо еще если живешь в большом городе, где рынок труда пошире, на биржах ассортимент предлагаемых свободных мест побогаче, да и у центров переподготовки кадров при службах занятости предложения поосновательнее. А если это небольшой городок вроде Чистополя? Куда податься чистопольскому новоиспеченному бухгалтеру или экономисту? Некуда! И ведь в системе образования знают, что некуда, но продолжают штамповать таких специалистов именно там, где заведомо известно, что они не будут на этой территории востребованы. Что и говорить, негибка наша система профобразования!
Проблема эта столь остра, что стала предметом рассмотрения на заседании координационного комитета содействия занятости населения при Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Председательствовал министр труда и занятости Борис Захаров. Службы возглавляемого им ведомства основательно поработали, предоставив членам комиссии богатый для размышления материал. Цифры и факты, изложенные в нем, были подробно раскрыты перед участниками заседания заместителем главы администрации Чистополя и Чистопольского района, председателем координационного комитета содействия занятости населения при городской администрации Надеждой Сергеевой.
Некогда Чистополь располагал самой разнообразной промышленной инфраструктурой, уникальными предприятиями по производству часов, судов, станков, мебели, обуви, швейных, трикотажных, ликероводочных и других изделий. Сегодня в чистопольском регионе около 70 крупных и средних предприятий убыточны. Официально банкротами признано свыше 30 организаций. К тому же на предприятиях, оставшихся на плаву, произошла оптимизация численности работающих, что, естественно, привело к сокращению рабочих мест, а значит, и к росту безработицы. Пик высвобождения кадров пришелся, как и везде, на 1995-98 годы. Затем наступило некоторое затишье, но через два года снова последовал всплеск массового сокращения кадров, в том числе и высококвалифицированных. Значительная часть последних навсегда была потеряна для экономики города, так как кто-то в поисках работы уехал в другой город, кто-то стал предпринимателем, многие специалисты предпенсионного возраста не нашли себя в рыночных отношениях.
Реалии нынешнего времени таковы, и это характерно не только для Чистополя, что наряду с безработицей резко обозначилась проблема дефицита кадров. Подчеркнем – не всяких кадров, а кадров квалифицированных. Где же такие кадры теперь вырастить, если финансово-экономические проблемы вынудили предприятия отказаться от внутрипроизводственного обучения, если даже выпускники профтех-училищ высокой квалификацией похвастаться не могут, так как из-за отсталости материальной базы учебных заведений приобретают профессиональные навыки на устаревшем оборудовании? Разве возьмет низкоразрядных специалистов к себе на работу предприятие, где используются новые технологии и современные инновационные разработки? Конечно, нет.
Тут есть и еще одна проблема: отучившись и не успев трудоустроиться, молодой человек призывается в армию и за время службы порой теряет свои неокрепшие профессиональные навыки. То есть цена его как специалиста в глазах работодателя приближается к нулю. В городской службе занятости считают, что было бы неплохо добиться для выпускников учреждений начального профессионального образования отсрочки призыва в армию хотя бы на полгода, то есть призывать их не весной, а осенью. За это время они бы успели устроиться на работу, приобрести практический опыт, а после службы возвращались бы в уже знакомый коллектив. В таком случае деньги, затраченные на обучение специалиста, не пропадали бы даром.
На чистопольском рынке труда дефицит кадров соседствует с переизбытком специалистов, которых наша система образования штампует, не учитывая потребности данной территории. Здесь довольно широкая сеть образовательных учреждений разного уровня: три учебных заведения начального профессионального образования, экономико-правовой колледж, педагогическое и медицинское училища, сельскохозяйственный техникум и три вузовских филиала. Все они, вместе взятые, согласитесь, могли бы полностью удовлетворить кадровую потребность всех отраслей экономики города и района. Увы, не удовлетворяют. И происходит это потому, что объемы и профили подготовки кадров никогда не согласовывались и до сих пор не согласовываются с территориальными службами занятости. Отсюда неизбежное дублирование специальностей. Так, бухгалтеров и экономистов в городе одновременно готовят профессиональный лицей-102, сельскохозяйственный техникум, филиалы КамПИ, КГТУ, Института экономики управления и права, а также колледж этого института. Ежегодно на рынок труда они поставляют около 600 специалистов данного профиля, хотя уже сейчас на учете в Центре занятости стоит 54 бухгалтера и 18 экономистов. В скором времени на бирже труда ожидают и большого наплыва экологов, психологов. Их, заведомо невостребованных, готовят все филиалы институтов, базирующихся в Чистополе.
Выход один – полностью или частично перепрофилировать имеющиеся учебные заведения согласно потребностям рынка труда. Так, сельскохозяйственному техникуму, который готовит невостребованных правоведов, целесообразно прекратить прием по этой специальности, а взамен ввести обучение механизаторов со специализацией в области охраны труда в сельском хозяйстве. Вместо парикмахеров профучилище-18 могло бы начать обучение операторов вязального и швейного оборудования, чтобы закрыть потребность в них швейного и трикотажного производства ЗАО “Альтон” и ООО “Камский трикотаж”. Профессиональному лицею-102 рекомендуется прекратить набор по специальности “Экономика, бухучет и контроль” и ввести подготовку специалистов для предприятий пищевой промышленности. Более того, некоторые учебные учреждения рациональнее закрыть, а высвобожденные средства использовать для укрепления материальной базы перепрофилируемых заведений.
Но это, так сказать, ближайшая перспектива, “нарисованная” теми, кто всерьез озабочен проблемой занятости в регионе. А куда податься сегодняшним безработным, которые навсегда связали себя с этим городом и районом? Большинство из них наверняка обратятся в городской Центр занятости населения.
Последний островок надежды
Так назвал этот центр бывший электромонтер судоремонтного завода, а ныне безработный, оформляющий здесь пособие по безработице Андрей Ягодкин. Здесь многое делается для оказания помощи в обучении, трудоустройстве, моральной и материальной поддержки людей.
Достаточно сказать, что только за последние пять лет по различным социальным программам: “Общественная работа”, “Молодежная практика”, “Активные формы занятости” и другим – более трех тысяч горожан определились с работой, около тысячи получили новую специальность, прошли курсы переподготовки кадров, повышения квалификации.
Центр размещается в новом двухэтажном здании, где, кажется, предусмотрено все для предоставления самой широкой информации о возможностях трудоустройства, оказания помощи безработным. На каждого из них собран банк данных, ведется поиск возможностей трудоустройства. Только в этом году было организовано четыре ярмарки вакансий.
Вся работа Центра занятости ведется за счет бюджетных средств. Почти 380 тысяч рублей нынче впервые поступило ему из республиканского бюджета на содействие предпринимательской деятельности безработных сельчан, решивших открыть свой бизнес. Первые результаты налицо. На подворье бывшего учителя физкультуры Гумера Тухватуллина, которому для этих целей безвозмездно выделено более 23 тысяч рублей, завезены кроликоматки, мини-шеды, построены клетки для содержания кроликов и уже заселены. Другой сельчанин, Ильдар Файзуллин, на выделенные средства купил бычков, корову и решил заняться производством мяса. Также мясо-молочное направление определила для своего фермерского хозяйства семья Раифа Минапова, приобретя девять телят и высокопродуктивную буренку. Многодетная же семья Скворцовых решила заняться выращиванием свиней, а Надежда Забегаева приобрела 17 ульев и занялась пчеловодством. В целом уже 27 сельских семей благодаря предоставленным средствам нашли себе работу.
Как видим, работа центра носит социальный характер и пока в корне отличается от биржи труда. Даже за учебу на курсах переподготовки каждому безработному ежемесячно выплачивается стипендия в 640 рублей. За каждого трудоустроенного по направлению Центра занятости предприятие получает компенсацию в размере двух минимальных оплат труда, а за создание нового рабочего места работодателю выплачивается до 24 минималок.
– Но с будущего года многие выплаты и льготы будут отменены, – говорит директор Центра занятости Равиль Минапов. – Прекращается финансирование ряда программ, вдвое сократится объем средств на профессиональное обучение безработных. Как понимаете, это скажется на уровне безработицы отнюдь не положительно.
Да, ситуация остается тревожной. Массовое сокращение рабочих продолжается на судоремонтном заводе. Не остановлен процесс спада производства на швейной фабрике, пополняющей армию безработных женщин. Растет количество предприятий-банкротов. Как карточные домики распались некогда мощные “Сельхозтехника”, МСО, ЖБИ, не стало кирпичного завода, обувной фабрики, ряда других предприятий.
К счастью, сохранен и развивается потенциал хлебозавода, молкомбината, завода “Авто-спецоборудование”, фирмы “Бист”. Однако здесь обострилась проблема дефицита квалифицированных специалистов.
Кадры решают все, но где их взять?
– Нам как воздух сегодня нужны высококвалифицированные токари-фрезеровщики, слесари, литейщики, инженеры-конструкторы, – говорит генеральный директор завода “АСО” Михаил Корочкин. – И мы готовы платить за подготовку таких специалистов. Но разве поставишь сегодняшнего выпускника СПТУ за станок или оборудование с программным управлением? В корне нужно менять систему их подготовки с учетом запроса рынка труда.
Об этом красноречиво говорит и анализ востребованности специалистов до 2008 года, сделанный Министерством труда и занятости РТ, администрацией города и района, Центром занятости. Во всех отраслях народного хозяйства города и района потребуется 3250 специалистов, из них свыше 2000 с начальным профессиональным образованием. Это каменщики, штукатуры-маляры, трактористы, токари, газосварщики. И более 900 – с высшим образованием: инженеры-механики, конструкторы, строители, ветврачи, зоотехники, агрономы.
На первый взгляд, в СПТУ готовят достаточно специалистов рабочих профессий. Но слабая техническая база, устаревшее оборудование, низкие статус и заработная плата негативно отражаются на уровне их подготовки и закреплении на предприятиях. Совершенно прекращена подготовка строителей.
– Мы работаем в основном со слабыми предприятиями, организациями, – говорит Р.Минапов. – Благополучные же, самостоятельно решающие проблему кадров, об освободившихся рабочих вакансиях, как правило, нас не информируют, что, конечно же, является нарушением Закона о занятости населения. Но завоевать престиж своей фирмы, стать равным партнером мы сможем только при создании рынка высококвалифицированных специалистов, что и должно стать главным направлением нашей работы.
Я в комбайнеры пойду, пусть меня научат