Ее нелегкая счастливая жизнь

Для жительницы Казани Нины Матвеевой не стоит вопрос о том, как женщине лучше реализовать себя в жизни.

Автор статьи: Алексей НАСЫРОВ

Для жительницы Казани Нины Матвеевой не стоит вопрос о том, как женщине лучше реализовать себя в жизни. Конечно, в детях! “Она может сделать карьеру, стать, например, великим ученым, – рассуждает мать шестерых детей. – Но если никто не станет рожать, зачем тогда человечеству ученые?”


Нина Аркадьевна Матвеева со своими детьми.– Стремление иметь много детей у меня было заложено, видимо, на генетическом уровне, – смеется Нина Матвеева. – У бабушки было шестеро, мама вырастила пятерых. Но это же естественно для женщины – рожать детей, это ее физиология.


Впрочем, о “карьере” многодетной мамы она и не думала в далеком уже 1975 году, когда восемнадцатилетней девчонкой ходила на подготовительные курсы Московского железнодорожного института. На этих же курсах занимался и Юра Матвеев, с которым они к тому времени были знакомы по общей работе. Когда отбор в институт по итогам подготовки закончился, они уже были женаты. И тут выяснилось, что Нина успешно прошла отбор, а вот Юра “срезался”.


– Конечно, я никуда не поехала. Так и пропал мой институт навсегда, – без сожаления вспоминает Нина Аркадьевна. – Пришлось довольствоваться техникумом, да и тот окончила только в 1983 году, когда у нас уже было двое детей.


Первым в молодой семье появился Максим, через полтора года – Галина. Еще через несколько лет родилась вторая дочка, Полина. И кто знает, как сложилась бы дальнейшая жизнь семьи Матвеевых, если бы не трагедия, внезапно обрушившаяся на них. Аварийная машина, проезжая через их двор к трансформаторной будке, наехала на детскую горку, где играла трехлетняя Полина. Девочка погибла на глазах у матери. Даже сегодня, через много лет, воспоминания о том дне нелегко даются Нине Аркадьевне.


– Сложно сейчас сказать, были бы у нас еще дети, если бы не этот случай, – говорит она. – Но когда женщина занята детьми, это ее лечит…


Через год после гибели младшей дочери она родила еще одну девочку – Дашу. И снова несчастье. Малышке не было еще и двух лет, когда после очередной полиомиелитной прививки она заболела этой страшной болезнью. Случай, как потом объяснили Матвеевым врачи, не такой уж и редкий. Ребенок, казалось, обречен был на всю жизнь остаться инвалидом. Но через несколько месяцев родился Семен, и младший братишка неожиданно для всех сотворил настоящее чудо. Глядя на то, как он учится ползать, прыгать, карабкаться на столы и стулья, сестра пыталась повторять его движения. Еще через два года в семье Матвеевых родились двойняшки Маша и Данил. Равняясь на младших, Даша постепенно освоила все необходимые навыки. Ребенок, которому прочили полную неподвижность, начал ходить, снова научился самостоятельно есть.


– Не было бы младших детей, не было бы у Даши побудительных мотивов для развития. Так что еще неизвестно, кто кому нужнее – мы детям или они нам, – говорит Нина Аркадьевна. И снова улыбается. – А жизнь-то у меня, оказывается, совсем нелегкая…


Впрочем, жаловаться она не любит. Матвеева из тех редких людей, что умеют быть счастливыми независимо от внешних обстоятельств. К государству, которое платит многодетной маме по 70 рублей на каждого ребенка, у Нины Аркадьевны претензий нет. Она считает, что каждый должен сам отвечать за свою жизнь, не уповая на доброго дядю.


– Государству надо сказать спасибо, что дает детям бесплатное образование. А если я решила рожать ребенка, то при чем тут официальные инстанции? Мое решение, я должна нести за него ответственность. Единственное, что я сделала бы, будь законодателем, – это отменила бы все налоги для семей, где есть дети до 23 лет.


Она охотно говорит о том, как ей везло на людей. Но главным везением в жизни считает своего любимого мужа.


– Рожать детей может любая женщина. Все зависит от мужчины, который с ней рядом. С таким человеком, как мой Юра – ответственным, надежным, выдержанным, рассудительным, – детей растить не страшно. Так что не обо мне надо в газету писать, а о нем. Помню, когда дети были маленькими, он прибежит с работы, руки помоет, возьмет эту ляльку и ходит с ней на руках, качает, любуется… И сейчас, как только домой приходит, детишки сразу на нем виснут.


Мы сидим на диване в единственной комнате квартиры Матвеевых, которая, на удивление, совсем не кажется тесной. Здесь только самое необходимое – диван, раскладные кресла, стенка, письменный стол… На столе почетное место занимает компьютер, на экране которого разворачиваются сейчас нешуточные баталии.


– Семен, ну-ка хватит за компьютером сидеть! – строго говорит мать, и четырнадцатилетний Семен недовольно отрывается от “Стратегии” и идет на кухню. Но вскоре возвращается со стаканом риса:


– Мама, столько на суп хватит?


– Они у меня помощники, – говорит Матвеева. – Старшие всегда с удовольствием возились с малышами, пеленки меняли. Сейчас младшие так же охотно возятся с племянниками. Все умеют готовить. Пироги, как мама, правда, не пекут, но всякие сладости – пожалуйста. Уборка у нас каждый день, строго по очереди. Конечно, дети есть дети, пытаются иногда отлынивать. Приходится контролировать. Мне повезло, что у меня всегда была работа посменная: дети никогда без контроля не оставались.


Проработала она 23 года администратором на Казанском вокзале. Кстати, там же, в Казанском отделении железной дороги, и по сей день трудится связистом ее муж. Нина Аркадьевна с благодарностью вспоминает свое железнодорожное начальство, которое всегда с пониманием относилось к ее частым больничным. Правда, в итоге все же пришлось уволиться – у младших начались серьезные проблемы со здоровьем. И семья решила перебраться в Крым, чтобы дети могли дышать морским воздухом. Три года в Крыму оказались для них тяжелыми – тамошние местные власти не слишком-то радушно отнеслись к переселенцам. В итоге пришлось вернуться. Но зато детишки поправились. А это, считает Нина Аркадьевна, куда важнее тех материальных потерь, которые принесли семье дальние переезды. Да, в их квартире сегодня всего лишь одна комната. Но в ней для всех есть место. Сюда очень любят приходить гости. Часто заходят старшие дети. У них уже свои семьи. Галина сейчас сидит в декрете – ее младшей дочке нет еще и сорока дней. Старшему, Богдану, – уже пять. Максим, старший из детей Матвеевых, со дня на день ждет прибавления в семействе. Так что Нина Аркадьевна уже почти трижды бабушка.


– Дети – это ведь и есть наше богатство, – говорит она. – Только многие этого богатства не видят. А я считаю, главное – правильно расставить приоритеты. У нас в жизни были разные времена – и скудость была, и хорошо жили, но мы всегда были счастливы, потому что ни из чего не делали культа. Все материальные проблемы вполне решаемы. Вот встали мы в очередь на расширение жилплощади. Дадут нам квартиру – спасибо большое. Нет – значит, сами как-нибудь справимся. Главное – у нас в доме мир, и нам не тесно.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще