Недобросовестные управляющие компании грозят населению… холодом
Официально 15 сентября должна была завершиться подготовка к предстоящему отопительному сезону. Однако для некоторых потребителей теплоэнергии его начало может оттянуться на неопределенный срок. Во-первых, из-за их просроченной задол-женности “Таттеплосбыту”. Во-вторых, по этой же причине не все организации, производящие и транспортирующие тепло, в условиях нехватки денег смогли вовремя заготовить резервное топливо и завершить ремонт своих мощностей.
В общем, акционерное общество “Таттеплосбыт”, покупающее теплоэнергию у Генерирующей компании, Уруссинской ГРЭС и Набережночелнинского предприятия тепловых сетей и реализующее ее потребителям Казани, Нижнекамска, Набережных Челнов, Елабуги, Заинска и поселка Уруссу, настроено решительно – не запускать систему теплообеспечения абонентам до полного погашения ими задолженности. Кроме того, до открытия “теплового вентиля” они обязаны внести предоплату в размере, предусмотренном соответствующими договорами, а также отчитаться о полной готовности к зимнему периоду. В противном случае могут не надеяться на то, что “Таттеплосбыт” выдаст заветный наряд на пуск тепла. Об этом на прошедшей в среду пресс-конференции заявил заместитель директора этой компании Олег Зверев.
Промышленники реабилитировались…
К концу прошлого отопительного сезона, то есть к 1 мая текущего года, просроченная задол-женность татарстанских абонентов (промышленных предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса) за потребленную теплоэнергию составила свыше двух миллиардов рублей. “Таттеплосбыт” предпринял массированную атаку на неплательщиков, направив им 4,5 тысячи уведомлений с предупреждениями о том, что при наличии долгов следующий сезон для них не начнется, а за пользование чужими денежными средствами они должны будут еще и оплатить проценты (по курсу рефинансирования Центробанка). На многих такие угрозы подействовали, и предприятию-продавцу до 1 сентября удалось “выбить” 823 млн. рублей.
Тем не менее на совести должников еще висит более 1,2 миллиарда. Как результат – “Таттеплосбыт” не может полностью расплатиться с производителями и транспортировщиками теплоэнергии. Даже с учетом того, что компания погасила им часть своего долга за счет кредитных ресурсов, еще необходимо вернуть почти 600 млн. рублей.
К слову, на 1 сентября прошлого года задолженность потребителей была больше – 1,6 млрд. рублей. В 2009-м ухудшили платежную дисциплину промышленные предприятия, в частности, “Нижнекамскнефтехим”, “Нижнекамскшина”, КамАЗ и другие, нынче за ними “хвостов” не числится. Производственники исправились. Четко выдерживают график по реструктуризации долгов Казан-ское моторостроительное производственное объединение, Казанский завод синтетического каучука, Казанское авиационное производственное объединение. А, к примеру, к компании “Элекон”, Казанскому вертолетному заводу в последние годы у продавцов тепла вообще не возникает каких-либо претензий.
Правда, просроченный долг промышленников (не считая текущих платежей за август) все же остается немалым – более 706 млн. рублей. Возглавляют “черный список” сбытовой организации “Татплодоовощпром” с неплатежом в 96 млн. рублей, “Водоканалсервис” (10,4 млн.), акционерное общество “Весенний” (более четырех миллионов).
Как отметил Олег Зверев, наблюдается следующая диспропорция: если в производственной сфере ситуация в этом году улучшилась, то в жилищной – сильно ухудшилась…
…а жилищники распоясались
Прежде всего следует заметить, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам” население платит за тепло не по фактическому потреблению в отопительный период, а ежемесячно в течение всего года. Это решение было принято, в принципе, из благих побуждений – снизить “тепловую нагрузку” на граждан. Поэтому управляющие компании заключают договоры со сбытовой организацией на предстоящий год, исходя из текущих тарифов и платежей предыдущего года. То есть заранее определяется размер одной двенадцатой (ежемесячной) части платежа.
С учетом этого управляющие компании по состоянию на 1 сентября задолжали “Таттеплосбыту” 330,5 млн. рублей (в 2009 году на соответствующую дату долг составлял 202 миллиона), из них на казанские УК приходится свыше 262 млн. рублей. И если с руководством других городов у теплосбытчиков достигнута договоренность о сроках погашения неплатежей, то Казанская администрация, как и руководители недобросовестных столичных жилищных организаций, пока отмалчивается.
Самым злостным нарушителем платежной дисциплины традиционно остается казанская компания “Уютный дом”, на обслуживании которой находятся 580 многоквартирных жилых домов Ново-Савиновского района. На ее совести – свыше 91 млн. рублей задолженности (включая текущий платеж за август). В прошлом году курируемые этой УК объекты из-за крупного долга были подключены к системе теплоснабжения последними в городе. И то лишь после того, как в ситуацию вмешалось руководство республики, жестко потребовавшее от администрации Казани произвести полный расчет со сбытовым предприятием. Почти 53 млн. рублей должна продавцу тепла УК “ЖКХ Приволжского района”. И так далее – по нисходящей. Практически не возникает “платежных” проблем только с ТСЖ и ЖСК.
По словам ведущего юрисконсульта ОАО “Таттеплосбыт” Наталии Загребиной, постоянно судиться приходится почти со всеми столичными управкомпаниями (всего их в Казани девять). Редкое исключение – УК “Заречье”, у которой если и образуется небольшой долг, то она его без проблем реструктуризирует.
Кстати, Фемида доселе всегда была на стороне теплосбытчиков. На что рассчитывают жилищники – непонятно. Платить по счетам все равно придется. Плюс – нужно будет возместить судебные расходы и проценты, “накрученные” на долговые суммы. Понятно, что последние издержки управляющие компании переложат на плечи подопечных им жильцов. Поэтому советуем гражданам внимательно изучать свои счета-фактуры и, если возникнут подозрения в неправомерности начислений за тепло, обращаться в суд.
Полная непрозрачность
Как правило, большая часть населения исправно оплачивает жилищно-коммунальные услуги. Даже по данным управляющих компаний Казани, уровень оплаты гражданами услуги теплоснабжения составляет от 85 до 95 процентов. Однако подтвердить этот факт в “Таттеплосбыте” не могут: что творится в недрах столичных УК – тайна за семью печатями.
– Мы официально предлагали всем казанским управляющим компаниям заключить соглашения об информационном взаимодействии, – говорит Олег Зверев, – с целью обеспечить прозрачность в начислении расчетов населению, поступлении средств от граждан. Но на сегодняшний день ни одна организация не откликнулась на наше предложение. К примеру, в Набережных Челнах между Городским расчетным центром, сбытовым предприятием, населением, жилищными и коммунальными организациями абсолютно прозрачные отношения. Каждый рубль, поступающий в Городской расчетный центр, сразу “расщепляется” и расходится по поставщикам воды, электрической и тепловой энергии, минуя управляющие компании. И любой человек может беспрепятственно узнать историю формирования и прохождения того или иного платежа. В Казани же, к сожалению, по непонятным причинам игнорируют такую практику…
Так что получается как всегда: пока различные структуры выясняют между собой отношения, крайним остается среднестатистический гражданин, которого можно легко заморозить и при этом обсчитать…