Уж так устроен человек, что от каждой перемены ждет лучшего. Причем касается это не только революционных преобразований, но даже смены времен года. Например, принято считать, что весной нужно ждать любви, а осенью – плодов труда. А вот чего татарстанцы ждут от надвигающейся зимы? Наверняка – морозов, метелей, снежных заносов, гололеда. И, понятно, новогоднего застолья, слегка “пересоленного” предвкушением постновогоднего повышения квартплаты. А еще – лыжных прогулок по сказочному зимнему лесу, длинных вечеров за чашкой чая. И розоватых февральских теней на снегу – предвестников приближающейся весны. Но до весны еще жить да жить – зима только начала примерять искрящуюся инеем шубку и готовится вступать в свои права.
Так как себя чувствуют на пороге зимы татарстанцы?
Рифкат Минниханов, начальник УГИБДД МВД РТ:
Не думаю, что нынешняя зима будет чем-то принципиально отличаться от предыдущих. В плане обеспечения безопасности дорожного движения зимние проблемы нам, сотрудникам Госавтоинспекции, да и всем участникам дорожного движения, хорошо знакомы, способы их преодоления – тоже. Основные магистрали к холодному сезону подготовлены неплохо. Оперативные планы действий дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РТ в чрезвычайных погодных условиях отработаны.
В Казани обстановка, по всей видимости, будет оставаться сложной из-за продолжающейся реконструкции улиц, ремонта коммуникаций и строительства метрополитена. Но эти процессы неизбежны, поскольку до юбилея города и до приезда гостей остается совсем мало времени.
Что касается моих личных ожиданий, то настоящая зима – с хорошим снегом и умеренным морозцем – мой любимый сезон. Свободное время с удовольствием буду проводить на лыжных прогулках.
Венера Гаврилова, редактор газеты “Зэй офыклары”(Заинск):
Жду от нынешней зимы хорошего тиража нашей газеты. Хочу, чтобы татарская пресса не теряла своего читателя. Вместе с первым снегом жду и цифры – как решится финансирование нашего издания. Эта зима будет для нашего коллектива плодотворной в творческом плане. Мы возобновляем работу нашей первичной организации Союза журналистов РТ. У нас много интересных задумок, которые, надеемся, понравятся взыскательному читателю. А вообще, очень жду снега, метелей, и хочется, чтобы скорее наступил Новый год.
Алексей Примеров, пенсионер (Бугульма):
С нетерпением ожидаю общения с природой, которая в снежных нарядах, на мой взгляд, более привлекательна, чем в другие времена года. Но только лишь любоваться ею не собираюсь. Вот уже третий год мы с друзьями-пенсионерами занялись серьезным делом. А подтолкнула нас к этому инициатива ветеранов труда из бугульминского села Старое Сумароково – они в феврале выходят на лед местного озера и прорубают в нем “окошки”. Известно ведь, что в последний зимний месяц водная живность очень страдает от недостатка кислорода. Вот и решили заняться местными прудами и другими водоемами. К сожалению, отряд наш в прошлые два года был не слишком многочисленным, так что нынче “вербовать” своих сторонников я начал еще летом. Думаю, зимой удастся привлечь к этой акции побольше народу. Ну, в самом деле, должны же мы, старики, помочь природе и обеспечить детям-внукам достойную рыбалку.
Рафаэль Мухамадеев, генеральный директор ОАО “КамАЗремдизель” (Набережные Челны):
“Единая Россия”(а я избран на V съезд партии, который состоится 27 ноября в Москве), выступает, как известно, за стабильность в обществе. Наша цель как раз и состоит в том, чтобы исключить возможные катаклизмы в политической жизни, экономике страны. И, полагаю, нынешняя зима каких-либо неприятных сюрпризов не преподнесет. Конечно, несмотря на большинство в Госдуме РФ, власть нашей партии на природу не распространяется. Но здесь нам Бог помогает: ноябрь оказался на удивление теплым. Однако, даже если с наступлением календарной зимы грянут морозы, ЖКХ в Набережных Челнах не подкачает. Подготовка к отопительному сезону прошла нормально. Знаю об этом как депутат горсовета.
Алексей Иваньшев, казанец, человек без определенного места жительства:
Зима для человека, не имеющего собственного жилья, всегда серьезное испытание. Многие из нас в таком случае подаются в теплые края – всеми правдами и неправдами, на поезде, на попутке, а кое-где и пешком. Но я – птичка неперелетная, зимую в родной Казани. И потом, не перевелись еще в России добрые люди. На Горках, например, в одном из домов жильцы нас сами в подвал подъезда пускают. Жэушники замок на подвальную дверь вешают, а жильцы ее отпирают. Только костры, говорят, не разводите и не шумите. А уж в прошлый Новый год, например, нам старушка с первого этажа и елочку принесла, и пирогами угостила. Профессор с шестого этажа книжки дает читать и частенько вечером к нам спускается в шахматы поиграть. А на седьмом этаже такая милая одинокая женщина живет… Все приглашает чаю попить. Может, нынешней зимой и моя семейная жизнь сложится? Очень хочется на это надеяться. Я ведь не хулиган какой или алкоголик. Просто так жизнь сложилась…
Валентина Егорова, пенсионерка (Казань):
Кого-то предстоящая монетизация льгот, возможно, пугает, но меня только радует. Я инвалид первой группы по зрению, совершенно слепой человек, да и ноги болят – чай, семьдесят девять лет скоро исполнится. Поэтому из дома выхожу редко, на транспорте не езжу. И телефона в моей квартире нет, и санаториями не избалована. Выходит, я практически не пользуюсь льготами, которые мне гарантированы государством. Всю войну проработала санитаркой в больнице, родители погибли на фронте, мой трудовой стаж – около 60 лет, а пенсия – всего 1200 рублей. Разве можно прожить на такое пособие? Хорошо хоть дочь помогает. Я довольна, что положенные мне по закону льготы буду получать деньгами – все-таки прибавка к пенсии. В конце концов, не буду чувствовать себя обделенной, ведь кто-то вовсю пользуется социальными гарантиями, а кто-то получает дырку от бублика. Одно дело – “молодая” пенсионерка, которой здоровье позволяет подрабатывать, при этом бесплатно на транспорте на работу ездить, бесплатно зубы протезировать, другое дело я – немощная старушка.
Дай Бог дожить до будущего года. Может, действительно справедливость восторжествует.
Мадина Халиуллина, доярка (Зеленодольский район):
Когда в вашей газете я прочитала о том, что с нового года перейдем на стопроцентную оплату коммунальных услуг, то сначала испугалась. Сельчане и так зиму всегда со страхом ждут. Знаете же, какие мы гроши получаем, а зимой, к примеру, за газ платим гораздо больше, чем летом, – до 500 рублей в месяц выходит. Ведь расход газа у сельского жителя гораздо больше, чем у городского: нужно дом теплом обеспечить, еду приготовить, воды нагреть, чтобы скотину напоить, баню натопить и так далее. Чего же ожидать в январе?
Но, с другой стороны, не конец же света приближается. Крестьяне – народ живучий, земля не даст умереть. Экономить будем, хозяйство укреплять. Глядишь, муж пить бросит – перестанет деньги тратить на сорокаградусную отраву. Сколько лет просила его перекрыть кровлю нашего дома, так у него, видите ли, руки не доходили до этого. А как узнал о том, что грядет повышение тарифов на коммунальные услуги, – сразу засуетился. Нет худа без добра.