За 10 месяцев нынешнего года в адрес Президента РТ Минтимера Шаймиева и его Аппарата поступило 8966 обращений, что почти на 6 процентов больше, чем за такой же период 2003 года. В них поднималось около 10 тысяч вопросов. С учетом коллективных корреспонденций в течение 10 месяцев к главе республики обратилось 30 671 человек.
Лично Президентом Минтимером Шаймиевым и руководителем его Аппарата Экзамом Губайдуллиным рассмотрено 46 процентов всех устных и письменных обращений. Цифра немалая, если учесть, что пишут или идут в Кремль тысячи человек. Но если все они будут проходить через главу республики, то у него попросту не останется времени для других государственных дел. Поэтому в соответствии с Положением об Аппарате, утвержденным Президентом РТ в 1992 году, работа по рассмотрению устных и письменных обращений возложена на отдел писем и приема граждан.
Поскольку многих татарстанцев интересует, доходят ли их чаяния до главы республики и реально ли попасть к нему на прием, мы попросили руководителя этого отдела Хабира Иштирякова рассказать о “кухне” данного подразделения.
– Хабир Газизович, согласно статистике из года в год увеличивается количество как письменных, так и устных обращений граждан в адрес Президента. Как вы думаете, с чем это связано?
– Тому ряд причин. Первая – это общая экономическая и политическая ситуация в России, которая, естественно, не может не отразиться на нашей республике.
Вторая – недоработки на местах. Редко когда человек сразу обращается к Президенту, сначала он пытается решить вопрос по месту жительства, работы или учебы. Но если не находит понимания, тогда уже идет “выше”. Правда, не хотелось бы огульно обвинять местные власти в равнодушии, поскольку в каждом конкретном случае играют роль как объективные, так и субъективные факторы. К объективным я бы отнес рамки действующего законодательства и зачастую ограниченные финансовые возможности. К субъективным – невнимательное отношение к обращениям граждан, волокиту в решении их проблем.
В-третьих, те меры, которые принимаются в республике в отношении улучшения жизнедеятельности населения, в свою очередь, вызывают ответную реакцию граждан. К примеру, с 1995 года реализуется президентская республиканская программа газификации, такого в масштабах России не существует. Сегодня почти все населенные пункты Татарстана газифицированы. И жители поселений, целых улиц, домов (в том числе и вновь построенных), по какой-либо причине оставшихся без “голубого топлива”, естественно, стараются найти правду у Президента.
С 1996 года действует президентская программа ликвидации ветхого жилья. Кому-то из обитателей трущоб хочется ускорить свое переселение в новые квартиры. Кому-то не нравится район заселения, предлагаемый этаж, метраж, разведенные семьи стремятся получить раздельное жилье, и так далее. Достаточно сказать: если изначально в Казани за девять лет реализации программы планировалось переселить чуть более 32000 семей, то до конца текущего года (год завершения программы) новые квартиры получат около 33500 семей.
А вообще, по поводу антитрущобной программы в адрес Минтимера Шариповича Шаймиева поступает немало положительных откликов и благодарственных писем. Вот, например, что пишет жительница столицы Е.Якимова: “Если бы Вы больше ничего не сделали, будучи Президентом РТ, кроме предложенной Вами программы ликвидации ветхого жилья в республике, позволившей десяткам тысяч жителей Татарстана почувствовать себя людьми, хозяевами собственного жилья, то и тогда Вы остались бы навечно в памяти народной”.
Кроме того, много обращений, касающихся предоставления жилья многодетным семьям, бюджетникам и специалистам сельского хозяйства. С 1997 года начала действовать республиканская программа государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья. За прошедший период более 1300 молодых “ячеек общества” улучшили свои жилищные условия.
Эти программы – работающие. И понятно, что семьи, которые еще не решили квартирный вопрос, рассчитывают на помощь “сверху”. Поэтому данной тематике посвящена самая большая часть (30 процентов) всей повседневной корреспонденции и устных заявлений.
– Обычно человек обращается за помощью к тому, кому доверяет. Можно ли считать увеличение потока обращений в Казанский Кремль следствием растущего доверия к существующей власти?
– Безусловно. И это главная причина. Достаточно сказать, что 96 процентов всех устных и письменных обращений граждан адресованы непосредственно Президенту. И люди начинают свои письменные послания, как правило, не с изложения своих проблем, а выражают главе республики благодарность за то, что выполняются президентские программы, что нет распри между народами разных национальностей, проживающими в Татарстане, и так далее.
Причем многие граждане не останавливаются на достигнутом, и это естественно. Человек, однажды решивший свою проблему после вмешательства Президента или его Аппарата, в следующий раз поднимает уже другие вопросы, опять рассчитывая на понимание.
– Наверняка вам приходится сталкиваться и с хроническими жалобщиками, “просильщиками”?
– Не без этого. Но сразу хочу уточнить. Повторными считаются не все письма, поступившие, к примеру, от некоего гражданина Иванова, а только те, в которых затронут один и тот же вопрос, и то по истечении месяца после его первичного обращения к нам. А если заявления Иванова посвящены разным темам, они таковыми не считаются. За десять месяцев нынешнего года зарегистрировано всего семь повторных обращений, в прошлом году за такой же период было двадцать.
Что касается “хронических жалобщиков”, то, если человек в своих притязаниях неправ и ему неоднократно давались ответы в соответствии с законодательством, в конце концов мы вынуждены говорить: “Извините, переписку с вами прекращаем”.
– Рассматриваются ли анонимные послания?
– Вообще-то, в соответствии с федеральным и республиканским законодательством рассматриваться не должны. В Законе “О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан” говорится, что “обращение гражданина, не содержащее его фамилию, имя, отчество, данные о месте жительства или работы (учебы), личную подпись, признается анонимным и рассмотрению не подлежит”.
Но коль в анонимном письме указаны конкретные факты о совершенном или готовящемся преступлении, о явных нарушениях закона, то такие заявления передаются для проверки соответствующим органам. Когда получаем анонимки, прежде всего стараемся войти в положение их авторов. Допустим, не любой человек отважится открыто выйти с жалобой на своего руководителя, поскольку боится дальнейших преследований за это. Поэтому в каждом случае нужен индивидуальный подход.
– Получаете ли корреспонденцию от жителей регионов России, стран СНГ и дальнего зарубежья?
– Получаем, и нередко – стабильно из года в год ее объем составляет около десяти процентов от всех поступающих обращений. И это тоже говорит о большом интересе к республике и доверии к существующей в ней власти. Из 674 таких обращений, пришедших за десять месяцев из регионов России и стран СНГ, в 54 содержится просьба помочь переселиться в Татарстан; 39 прислали беженцы и вынужденные переселенцы, которые уже перебрались в нашу республику и теперь пытаются решить возникшие у них проблемы; 48 посланий с предложениями о развитии экономических, торговых, культурных и прочих связей. 142 человека обратились по поводу гражданства. Но этот вопрос решается сугубо в рамках российского законодательства, поэтому республика предпринимать какие-либо действия вразрез с законом не может. В 47 письмах, поступивших от иностранных граждан, содержатся, в основном, предложения о сотрудничестве в различных областях, а также просьбы о выдаче виз, о гражданстве, поднимаются вопросы международной политики.
– Хабир Газизович, какое на вашей памяти самое необычное обращение?
– Да таких немало было. Например, как-то посетитель пришел со своей просьбой прямо ко мне домой, еще и в одиннадцать часов вечера. Причем в квартиру, куда я только что переселился, даже родственники не знали моего адреса.
– А какое обращение самое массовое?
– Письмо, подписанное коллективом в более тысячи человек. Коллективных писем приходит немало – чаще всего от работников предприятий-банкротов, на которых не платят зарплату. Также от людей, озабоченных воспитанием подрастающего поколения, обеспокоенных проблемами с наркоманией, насилием и агрессией на экранах телевизоров.
Поступали коллективные письма и от жителей населенных пунктов, которые своевременно не были газифицированы. Местные власти объясняли это тем, что данные селения слишком малонаселенные, а прокладка коммуникаций – дело затратное. Однако после вмешательства Президента ситуация меняется – сегодня принимаются меры по газификации и малых деревень, считающихся малоперспективными.
В целях оптимизации расходования бюджетных средств, как вы знаете, в настоящее время идет реорганизация некоторых сельских общеобразовательных школ. В ответ на коллективное обращение в текущем году жителей села Кушлавыч Арского района (родина Габдуллы Тукая) с просьбой о сохранении у их школы статуса основной общеобразовательной Президентом было дано поручение Министерству образования республики и администрации района – при рассмотрении вопроса принять во внимание историко-культурную значимость села. И это было учтено.
– Всегда ли для решения проблемы достаточно единственного вмешательства главы республики?
– В подавляющем большинстве случаев – да. Но бывают и исключения. К примеру, после обращения коллектива ОАО “Чистопольское АТП”, пострадавшего от незаконных действий своего руководителя, по поручению Минтимера Шариповича прокуратура и МВД республики провели на предприятии проверку. Факты злоупотреблений служебным положением подтвердились. Однако директор отделался лишь штрафом. Работники АТП обращались в Аппарат Президента еще несколько раз, даже коллективом приходили в Кремль. Только после повторного вмешательства главы республики руководитель был освобожден от занимаемой должности.
Конечно, администрации Чистополя и Чистопольского района, Минтрансу республики нужно было сразу проявить волю и распрощаться с таким директором. Тогда не было бы необходимости неоднократно обращаться к Президенту.
В почте Президента заметно выросло число обращений по вопросам обеспечения законности и охраны правопорядка (12 процентов всей корреспонденции). И немалая часть из них – о злоупотребляющих властью или служебным положением руководителях различных структур, в том числе некоторых главах администраций городов и районов. Кроме того, увеличилось количество заявлений по проблемам коммунально-бытового обслуживания, социальной защиты населения.
– Раскройте, пожалуйста, механизм прохождения кремлевской почты.
– Изначально обращения поступают в наш отдел, в тот же день регистрируются, не позднее чем в пятидневный срок обрабатываются, то есть готовятся и направляются поручения тем или иным руководителям, в компетенцию которых входит рассмотрение вопроса. При этом мы направляем заявителю извещение. В течение месяца письма должны быть рассмотрены в соответствующих органах. И в течение десяти дней после принятия решений тем органом и должностным лицом, где и кем проблема рассматривается в соответствии с поручением, должны быть даны ответы авторам обращений. 53-55 процентов обращений граждан нами ставится на контроль.
Если мы видим, что в каких-то случаях явно нарушаются права человека, что попытки содействовать в решении проблем ни к чему не привели, мы записываем граждан на прием к Президенту.
Но бывает и так. Человек жалуется, что десять лет на своем заводе простоял в очереди на жилье, а предприятие обанкротилось или даже существует, но очередность большая. И просит ускорить получение квартиры. Мы прекрасно понимаем этого гражданина, сочувствуем ему. Но если он стоит в очереди тысячным по счету, то Президент не может отодвинуть 999 человек, сделав просителя первым.
Многие граждане, обращаясь в Кремль с просьбами, цитируют выдержку из Конституции РТ: “Президент РТ выступает гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан”. На этом обрывают фразу, а ведь дальше, через запятую, написано: “…соблюдения Конституции РТ и законов РТ”. Любое действие регламентируется определенными законами, в рамках которых и должны решаться проблемы. И никак нельзя игнорировать другую, 59-ю статью Конституции, где сказано, что осуществление прав и свобод гражданина не должно идти в ущерб другим гражданам. Все это терпеливо объясняем людям.
Письма являются важнейшим источником получения общественно значимой информации, необходимой для принятия управленческих решений. Многие проблемные вопросы мы излагаем в докладных записках, которые предоставляем Президенту. Например, одно время пошли обращения от жильцов домов, построенных в Казани по программе ликвидации ветхого жилья, но введенных в эксплуатацию со строительными недоделками. И бабушка одна написала, что через щель в стене ее квартиры видна даже улица. Нами была подготовлена докладная записка, которая была использована Президентом на сессии Казанского Совета народных депутатов. Было дано поручение Правительству, администрации города проконтролировать процессы строительства и устранения недоделок. По результатам проверки было выявлено свыше тысячи фактов строительного брака, по которым приняты меры. К сожалению, в письмах граждан, особенно жителей Казани, в последнее время стали появляться аналогичные факты.
Статистические сведения с докладными записками направляются Минтимеру Шариповичу ежемесячно. А обобщенные аналитические справки – ежеквартально, по итогам полугодия и года. Поэтому Президент полностью осведомлен о том, с какими проблемами обращаются к нему люди.
– Прогнозируете ли вы значительное повышение количества обращений по каким-либо вопросам?
– Судя по нынешней почте, отрицательного восприятия населением предстоящей монетизации социальных льгот пока нет. Но ожидаем, что в последующем увеличится число обращений по этому поводу. Законодательные акты по монетизации льгот приняло федеральное Правительство. Однако центр оставил за собой финансирование тех льготников, количество которых ежегодно уменьшается. Такова жизнь – люди стареют и умирают. И войн, как Великая Отечественная, надеемся, не будет. А за регионами закрепил другие льготные категории населения, к примеру ветеранов труда, численность которых может даже расти. Сегодня в результате монетизации под республиканский бюджет подпадает более 1,6 миллиона человек, а федеральный центр замкнул на себе чуть более 427 тысяч татарстанцев. Поэтому финансовая нагрузка на республику будет гораздо тяжелее, хотя большая часть налоговых поступлений уходит как раз в федеральный центр.
Или, скажем, в настоящее время в республике возрастает задолженность перед предприятиями, предоставляющими льготы на проезд железнодорожным, воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах”. Причина – в значительном снижении лимита финансирования, предусмотренного центром на эти цели в 2004 году.
Другой пример, к сожалению, также не из приятных. Растет задолженность федерального бюджета перед операторами связи, которые в сложившейся ситуации отказывают в предоставлении льгот отдельной категории граждан без компенсации расходов в полном объеме. В 2004 году во исполнение Закона РФ “О ветеранах” при заявке республикой 172,87 миллиона рублей лимит финансирования, утвержденный федеральным центром, составляет 30 процентов от потребности. Как видите, финансирование и так урезано, но и оно не выполняется.
Аналогичная ситуация возникает с обеспечением инвалидов войны транспортными средствами, санаторно-курортным лечением, с изготовлением и ремонтом протезно-ортопедических изделий.
– В вашем отделе всего шесть сотрудников. Говорят, в соседних регионах штат аналогичных отделов гораздо крупнее, а нагрузка даже меньше. Как вы умудряетесь справляться с таким огромным потоком корреспонденции?
– Во-первых, в отделе работают специалисты своего дела. Во-вторых, работаем в напряженном режиме. Помимо ежедневного приема посетителей и работы с письмами, приходится отвечать на массу звонков, всех терпеливо выслушивать, каждому вежливо давать разъяснения. Как известно, у разных людей и характер, и эмоциональное восприятие разные. Без уважительного отношения ко всем без исключения людям в нашем отделе удержаться невозможно.