Старому доброму празднику 7 ноября придумали новое название – День согласия и примирения. Теперь все мы ломаем голову: с кем мириться и примиряться? С коммунистами, которые были у власти столько лет? С демократами, которые привели страну к сегодняшнему дню? С руководителями предприятий, которые хотели бы, да не могут платить достойную зарплату? С любимой тещей, которая изо дня в день гнет на кухне свою линию? Или с детьми, которые не желают принимать наши идеалы и предпочитают жить своей жизнью, уже без нашего вмешательства? А может, всем нам нужно примириться с нынешней жизнью, которая уже никогда не будет похожа на жизнь прошлую? Вопросы философские, тем не менее мы рискнули спросить у наших читателей: а с кем бы вы хотели помириться и примириться?
Рафаиль Хакимов, Государственный советник при Президенте РТ:
Мой менталитет таков, чтобы по возможности ни с кем не воевать, хотя задору у нас хватает. Цели у нас другие, они направлены на то, чтобы объединяться. Поэтому этот День примирения и согласия – не мой праздник.
Александр Пермяков, председатель профкома ОАО “КамАЗ – металлургия” (Набережные Челны): Для примирения нужно сначала с кем-то поссориться, а у меня принцип такой – противников превращать в сторонников. Например, поддерживаю прекрасные отношения с работодателем. При этом я отнюдь не конформист. Скажу больше: не люблю уступать в спорах. Правда, стараюсь поднимать лишь те вопросы, где я абсолютно уверен в собственной правоте. Почему-то считается, что профсоюз обязательно должен конфликтовать с дирекцией предприятия. Лет семь назад мы тоже прибегали к забастовкам, отстаивая свои требования. Но если набраться опыта, то можно защищать интересы коллектива, не прибегая к крайним формам протеста. В частности, постоянно работаем над улучшением действующего коллективного договора. В ноябре примем очередные поправки к нему, которые значительно повысят социальную защищенность литейщиков.
Станислав Лисович, преподаватель КамПИ (Набережные Челны):
Так сказать, умом я готов примириться с социальным расслоением общества. В социальном неравенстве есть позитивное начало. У человека появляется стимул самосовершенствоваться, профессионально расти, чтобы подняться вверх по социальной лестнице. Уравниловка этот стимул сводит на нет, что чревато застоем. Однако отсутствие в стране гражданского общества ведет к тому, что в элиту попадают случайные люди, и отнюдь не по заслугам, а по поговорке: из грязи – в князи. И эти новые “князья”, конечно, будут до последнего препятствовать формированию институтов гражданского общества, которое начинается с консолидации людей.
Получается заколдованный круг. Мы сегодня страшно раз-общены, даже ученые в рамках одного вуза. Но отсутствие реакции в “верхах” на общественные настроения гасит их.
Дамира Ягафарова, ректор Альметьевского муниципального института:
Вопрос, конечно, интересный. Я например, категорически не желаю примиряться со всеми представителями затратно-ресурсной экономики, которые сегодня недооценивают роль и значимость высшего профессионального образования в условиях становления экономического интеллекта. Эти недальновидные люди не понимают пагубности своей точки зрения. И вот еще что хочу сказать. Хотя и называют меня за глаза “железной леди”, я должна подчеркнуть, что основа основ моего отношения к людям – это принцип “худая дружба лучше доброй вражды”.
Наиль Гиззатуллин, президент футбольного клуба “Нефтехимик” (г.Нижнекамск):
А я ни с кем и не ссорюсь, так что и мириться не надо ни с кем. Врагов и недругов у меня нет. И потом: мы живем в замечательной республике, где мир и согласие на первом месте.
Николай Фролов, директор Черемшанского мемориального музея:
Скажу как на духу: сорок два года живу с собственной женой и столько же лет ругаюсь с ней. Отлично понимаем, что друг от друга нам не деться никуда, ан нет, как дети малые. Так что попрошу у супруги своей прощения за все причиненные ей и, разумеется, себе страдания. С ней я готов мириться всегда.
А если говорить о сегодняшнем празднике примирения и согласия, так я считаю его фактом конъюнктурного характера. Может, и был бы он актуальным в девяностых годах, когда общество было на грани раскола. С Платона и Аристотеля мир говорит о единстве общества. Но вот в последнее время нам упорно вдалбливают, что это единство можно создать лишь за счет сильного государства. Это не так. Обручами стиснуть можно. Но органического единства не будет. Еще древние философы отмечали, что только разнообразие интересов объединит людей. И оно же примирит их.
Виктор Классен, генеральный директор ЗАО “Радиокомпания “Вектор” (г.Чистополь):
Сама идея вашего вопроса неплохая. Молодцы. И, отвечая на него, скажу: я человек совершенно миролюбивый и ни с кем никогда не ссорюсь. А вот насчет того, чтобы простить… Как сугубо интеллигентный человек, я стараюсь понять другого человека, его поступок, нащупать пружины его действий. А поразмышлять тут есть над чем. Вот я два года не был в Екатеринбурге. Там в центре города воздвигли великолепнейший Храм на крови. На том месте, где была убита царская семья. И, стоя на службе, я думал: кого можно простить, убийц или царя? Нет, убийц простить нельзя. Николая Второго – прощу. При том, что я не уважаю его в душе. Он был правителем не российского масштаба, сильно уступал и Петру Первому, и Екатерине Второй. Да, большая беда, что он не смог удержать страну и допустил октябрьский переворот. Но его бы я простил.
Сергей Плаксин, начальник отдела Минземимущества РТ:
Есть два момента в моей жизни, с которыми очень трудно, но, в конце концов, надо примириться. Во-первых, с мыслью, что мои дети выросли, стали самостоятельными, что теперь у нас никогда не будет доверительных, искренних отношений. Хотя, возможно, в этом проявляется мой родительский эгоизм и брюзжание. Во-вторых, надо примириться с тем положением, что до 91-го я по-настоящему жил, а после 91-го я только и делаю, что борюсь за существование. Другими словами получается, что мне надо искать примирения с самим собой.
С кем бы я хотел помириться? Ни с кем, потому что со всеми людьми я уже помирился, простил прошлые обиды. Да и сейчас стараюсь ни с кем не ссориться – так на душе спокойнее.
Гамира ГАДЕЛЬШИНА,
Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ,
Наиля КЛЕВЛЕЕВА,
Елена ТАРАН.