Сразу оговорюсь, что не собираюсь идеализировать условия жизни в местах не столь отдаленных. Те, кому, к счастью, не довелось побывать за колючей проволокой, предполагают, что жизнь тут – нечто мрачное и страшное. Но вот в исправительной колонии УЭ-148/2 перед нами предстала такая картина: современный интерьер, светлые комнаты, картины на стенах, телевизор, аквариум с рыбками…
Все это может показаться странным, ведь здесь не санаторий, а исправительное учреждение. За его воротами у некоторых людей условия жизни гораздо хуже.
– Лишение свободы – уже само по себе наказание, – размышляет по этому поводу начальник колонии Фаргат Галлямов, – так к чему содержать заключенных в нечеловеческих условиях, которые лишь озлобляют людей и уж никак не приводят к их исправлению? Да и приобретено все это на деньги, заработанные прямо здесь, в колонии, нашими подопечными. Возможно, пройдя интенсивную “трудотерапию”, кто-то действительно выйдет из колонии другим человеком, осознав, что это очень достойно – зарабатывать на жизнь честным трудом.
Основная специализация колонии – выпуск трубозапорной арматуры для предприятий жилищно-коммунального хозяйства и объектов промышленности. А географии заказчиков может позавидовать любое предприятие – Дальний Восток, Ставропольский край, Москва, Санкт-Петербург.
Коротать в безделье назначенный судом срок или трудиться? Этот вопрос встает перед каждым новичком колонии. Работать здесь не принуждают, и без этого желающих много. Оплачивается труд для такого заведения весьма неплохо. В среднем в месяц здесь получают от двух до шести тысяч рублей. И заработком каждый заключенный распоряжается по своему усмотрению: кто родственникам помогает, кто за свою учебу (дистанционную) в вузах платит, а некоторые к концу срока и скопить кое-что умудряются, так что на свободу не с пустыми руками выходят.
Кстати, при колонии работает профучилище, и все желающие здесь получают специальности, достаточно востребованные на рынке труда.
– В республике лидирующее место по объему производства чугунных изделий занимает наша колония, – рассказывает начальник учреждения, полковник внутренней службы Фаргат Галлямов. – Только в этом году товарной продукции было выпущено на сто восемьдесят четыре миллиона рублей, прибыль составила более двадцати двух миллионов. Деньги эти идут в первую очередь на закупку сырья для производства, оплату труда, модернизацию оборудования и, что немаловажно, – на обустройство общежитий заключенных. На территории колонии площадью всего в 4 гектара расположены три цеха – литейный, инструментальный и механосборочный. Условия труда здесь не из легких, впрочем, как и на любом литейном заводе. За вредность выдают дополнительный паек. Важно то, что возвращаются заключенные-рабочие после трудового дня в свои общежития, и ждут их современный интерьер, светлые комнаты с телевизорами, а в одном отряде – даже аквариум с рыбками.
Но такие условия были здесь не всегда. Многое изменилось после того, как в Уголовном кодексе ряд статей за преступления из уголовных перешли в административные.
– Если раньше в “двойке” около трех тысяч человек содержалось, то сейчас лишь две тысячи, – говорит Фаргат Галлямов. – Многие под амнистию попали.
Колония гордится своими производственными результатами. В 1988 году, например, чугунных изделий за целый год здесь отливали столько, сколько в этом году – всего за месяц. Продукция колонии отправлена на международную выставку-ярмарку в Москву.
Трудятся в “двойке” мастера на все руки. И не только чугун им подвластен. Рабочую одежду они тоже себе шьют сами. Было бы желание работать. Колючая проволока здесь помехой не будет.