Жемчужина, даже покрытая пылью, своих достоинств не теряет. Только вот красота ее уже не всем очевидна.
Елабуга жемчужиной стала давно. Благодаря своему расположению, архитектуре, богатой истории. А потом вокруг появились новые большие города, поменялись приоритеты. И Елабуга как-то незаметно покрылась провинциальной пылью. В последние лет десять жемчужину вдруг отмыли, украсили и показали всему миру: смотрите, какая прелесть! То, что произошло здесь в области туризма, можно назвать настоящим прорывом. Но, согласитесь, всегда хочется, чтобы было еще лучше. Чтобы драгоценность была в самой достойной оправе. Поговорим о том, что в Елабуге есть для качественного приема туристов и чего не хватает. Причем не хватает всего этого большинству российских городов, а значит, нашей туристической отрасли в целом.
Гримасы местного общепита
“Уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем кафе! Порционные блюда готовятся в течение 10-15 минут. Заказанные блюда возврату не подлежат. За обслуживание – 6 процентов. Бой посуды – 100 рублей. Курение в помещении – штраф 500 рублей. Распитие спиртных напитков, принесенных с собой, – штраф 500 рублей. Администрация берет на себя право отказать в обслуживании, не объясняя причин. Все предложения и отзывы принимаются в письменном виде”.
Это – первая страница меню одного из кафе на улице Казанской в Елабуге, в самом сердце туристической части города. Мы зашли сюда перекусить с моим иногородним гостем, который, увидев меню, округлил глаза. Честно говоря, прочитав такую петицию за подписью директора кафе, захотелось немедленно покинуть это “дружелюбное” заведение. Но, по слухам, это кафе считается одним из лучших (!). И мы остались. Однако стали подсчитывать, сколько можем позволить себе разбить посуды исходя из содержимого кошельков, гадать, не выгонят ли нас без объяснения причин, а также сочиняли на салфетке текст отзыва о заведении.
О чем я? Да о сервисе. Кафе, магазины, гостиницы – это те места, в которых гости города непременно оказываются. Они могут быть в восторге от музеев и ухоженных старых улочек, но одно недоразумение испортит все впечатление о городе. К примеру, в салонах сотовой связи продавцы запросто могут заявить, что у них нет сдачи и послать вас разменивать деньги, если уж так хотите получить товар или услугу. А в заведениях общественного питания музыка гремит так, что просто пообщаться за чашкой чая почти невозможно, хотя не все посетители кафе приходят только за тем, чтобы выпить и закусить.
Понятно, что одни репрессивные меры уровень сервиса не повысят. Нужно, чтобы хозяин был знаком с лучшими “образцами жанра”, обладал вкусом и был культурен сам, чтобы персонал был заинтересован. Ведь получилось же создать обслуживание должного уровня в четырехзвездном отеле “Алабуга-Сити”. А все потому, что сюда были приглашены менеджеры-профессионалы из Москвы, которые понимали, как все должно быть.
Ведь если судить по цифрам, в Елабуге сейчас туристический бум.
На теплоходе музыка играет
За шесть лет число туристов, приезжающих в город на Каме, выросло в пять раз. В 2003 году Елабугу посетили менее 24 тысяч человек, в 2009 – более 115 тысяч. Особая статья – теплоходный отдых. В речных туристических маршрутах Елабуга официально представлена с 2005 года, когда она была признана лучшим туристическим городом на волго-камском маршруте. И если в 2003 году здесь причалили всего восемь судов с одной тысячей туристов, то шесть лет спустя – уже 152 (26 тысяч человек). Причем в кризисный год туристический поток вырос на фоне общего спада в отрасли, что сильно удивило коллег. За нынешний сезон, который еще не закончился, приняли 105 теплоходов.
Едут со всей России, даже с Сахалина, рассказывает генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Гульзада Руденко. Примечательно, что некоторые посещают город уже не в первый раз. Все большую популярность приобретают прямые рейсы “Москва – Елабуга – Москва”, аналогичный маршрут из Санкт-Петербурга. Порой путевку и покупают именно ради города на Каме. За этим результатом стоит огромная работа. Кроме повышения привлекательности самого города, о чем мы еще скажем, это налаживание связей с туристическими компаниями, участие в выставках и реклама туров, проведение в Елабуге совещаний представителей отрасли…
Между тем нормальной пристани здесь до сих пор нет. Есть деревянный дебаркадер, который может принять только одно судно. А к Елабуге, бывает, подходят сразу по пять теплоходов. Причальное сооружение, хоть и выглядит винтажно, никак не соответствует требованиям времени. А в этом году Кама так обмелела, что гостей однажды пришлось встречать аж в Нижнекамске. Сомнительно и расположение причала – на приличном расстоянии от города и без постоянного автобусного сообщения. Поэтому туристам, которые не желают ехать на экскурсии, остается проводить время на расположенном тут же пляже. А его территория обустроена недостаточно, ассортимент в кафе скудный, магазинов нет, туалеты – лучше б таких и не было…
Впрочем, организованные туристы этих неудобств не ощущают. Их забирают автобусы (кстати, комфортабельных машин у елабужского автотранспортного предприятия не хватает, иногда их приходится заказывать в Набережных Челнах и даже в Казани), экскурсоводы везут в музеи, предупреждают любое желание. Елабужский музей-заповедник, который является единственным в стране туроператором среди подобных себе учреждений, организует размещение и питание туристов, оперативно решает все вопросы. Гостей здесь готовы принимать в любое время. В горячий сезон задействованы сотрудники всех подразделений, работать приходится иногда по 12-14 часов в сутки. Главное, чтобы туристы уехали из Елабуги довольными и захотели сюда вернуться. И люди действительно в восторге от города. По итогам соцопроса, который провели круизные компании среди туристов, Елабуга указывается в числе самых интересных и лучших городов по приему.
Ну а что ждет “дикого” туриста? Я решила провести эксперимент, задействовав в нем очень вовремя приехавших гостей.
Дорогами “диких” туристов
Чтобы сэкономить время, едем в историческую часть на маршрутке (кстати, муниципальных автобусов в Елабуге с некоторых пор практически нет). Остановки в транспорте не объявляют. Стоимость проезда – 11 рублей. Для небольшого города это не так уж мало. К слову, в Ялте, например, существует очень демократичный выбор – можно проехать на троллейбусе за сумму, эквива-лентную четырем российским рублям, можно – на маршрутке, билеты в которой стоят от шести рублей и выше; цена зависит от того, сколько остановок вы едете. По-моему, неплохое решение.
В Елабуге маршрутки даже летом прекращают ходить около десяти часов вечера, а то и раньше. Уехать после этого времени можно только на такси, хорошо, хоть оно сравнительно недорогое – в среднем 50 рублей. Некоторые таксисты сдали экзамены и получили сертификаты на право проведения обзорных экскурсий по городу.
До исторического центра мы доехали. Куда идти самостийному туристу дальше? Для автомобилистов на дорогах есть общие указатели “Музеи города”, а пешеход может растеряться. Главное, что нужно туристу, – информация. Наташа, моя гостья, вспоминает, как удобно было на европейских курортах – там повсеместно установлены стенды со схемой города, обозначены основные достопримечательности и указано место, где вы находитесь в данный момент. У нас тоже есть информационный центр музея-заповедника, на улице Ленина. Один на весь город. Здесь сосредоточена вся информация о местах отдыха, питания, проживания. Но с помощью стендов или специальных указателей найти все, что нужно, было бы куда проще.
Разгуляться моим гостям есть где, за один день обойти все достопримечательности не успеешь. Двадцать лет назад в Елабуге действовало только два музея – Ивана Шишкина и краеведческий. А сегодня – 14 подразделений музейной и выставочной направленности. Это музей-усадьба Надежды Дуровой, Литературный музей и Дом памяти Цветаевой, музей уездной медицины, музей-театр “Трактир”, выставочный зал, художественный салон, картинная галерея, интерактивные мастерские… За 15 лет количество экспонатов возросло с 300 единиц до 40 тысяч. Понадобились огромные усилия руководства города и музея-заповедника, поддержка руководства республики, материальные средства из бюджетов различных уровней, чтобы превратить Елабугу в настоящий город-музей под открытым небом. А доходы от туристической и санаторно-курортной деятельности в целом возросли в Елабуге за последние пять лет в 22 раза.
Моим друзьям особенно понравились дом-музей Шишкина и краеведческий комплекс. Последний, кстати, особо отмечают даже иностранцы. Говорят, что и в столичных музеях испытывали затруднения из-за отсутствия табличек на английском языке, а здесь они есть. Не зря ведь в нынешнем году Елабужский музей-заповедник вошел в число 25 лучших музеев Европы.
Иностранцев приезжает все больше, в основном в рамках деловых визитов. А этим летом, после участия музея-заповедника в лондонской туристической выставке, в Елабугу целенаправленно прибыла первая группа британских туристов.
Моих гостей поразила чистота и ухоженность города, а также то, что сохранен целостный исторический центр. Действительно, за последние годы, не в пример другим российским городам, здесь не было утеряно ни одного здания-памятника. Их реставрация и ремонт ведутся под надзором музея-заповедника, действует договоренность с инвесторами о том, что на охранной территории нового строительства вестись не будет.
В восторге гости и от обилия памятников, в том числе необычных, например, памятника самовару. А вот уличные кафе в исторической части, по их мнению, смотрятся дико. Неприглядные полиэтиленовые тенты с символикой разных производителей пива совершенно не сочетаются со старинной архитектурой.
Долгое гулянье дает о себе знать. Присесть бы на скамейке под сенью какого-нибудь дерева… Но мест для отдыха в тенистых уголках мало, что особенно ощущалось нынешним жарким летом. Идем дальше. Гости начинают волноваться – нигде не видно общественных туалетов. Не видно, потому что их нет. В исторической части города – только один, но он так расположен, что незнающий человек его не найдет. В новой части – тоже один, тоже платный, но в недрах торгового центра, и заходить туда лучше в респираторе. А ведь во многих туристических странах в порядке вещей – муниципальные, очень чистые и совершенно бесплатные туалеты.
Негде в исторической части купить и свежую прессу – для “теплоходников”, например, это актуально. Газетных киосков нет совсем. Повсеместное засилье нецензурной брани тоже не прибавляет городу авторитета. Наверное, это вопрос из другой области, но мало приятного, когда тут и там группы местных жителей общаются с помощью непечатных выражений.
Вечером отправляемся на Елабужское городище – тут должны побывать все гости города. Не побоюсь такой оценки – это одно из красивейших мест России. К 1000-летию города его обустроили, проложили удобную дорогу. Жаль только, что куда-то исчезли скамейки от памятника Ибраги-му I, что за пределами экскурсионной территории – кучи мусора. Туалетов тут тоже нет, а качество обслуживания в единственном месте, где можно перекусить, оставляет желать лучшего. Мусор – это камень в огород рядовых елабужан, но все-таки соблазна оставить его – меньше, если рядом есть мусорные контейнеры. А тут их нет. Со скамейками тоже беда – они почему-то часто бывают передвинуты так, как захочется нетрезвым компаниям (ну хоть к земле приколачивай!), обрастают пустыми пивными банками и окурками…
Возвращаемся обратно уже в темноте. Причем в полной – фонари на дороге к городищу не работают, нам освещают путь только фары проезжающих изредка машин.
Лучшее, конечно, впереди
Все перечисленные замечания пока характерны для российской действительности. Между тем ведущие мировые эксперты отмечают колоссальный, но незадействованный туристический потенциал нашей страны. В рамках отдельно взятого города развитие туризма дает основу для сохранения и использования историко-культурного наследия, для развития сферы услуг и создания новых рабочих мест. Появляется больше возможностей для организации досуга самих горожан, растет их самооценка. А в рамках страны сфера туризма может стать одной из основных статей дохода. Нам до этого пока очень далеко. Чтобы получить отдачу от туристического бизнеса, нужна государственная поддержка, нужны значительные финансовые вложения частных инвесторов и желание работать.
В Елабуге это желание очевидно. Поэтому надеемся, что и явные недочеты пусть не так быстро, но верно уйдут в прошлое. Как ушел в прошлое мусор с центральных улиц, как ушли облезлые фасады домов и многое другое… Вместо этого приходит будущее, и в нем – создание парка военной техники, открытие нового фонтана на площади Ленина. А еще – обустройство старинного Александровского парка, в котором планируется открыть летний кинотеатр, оранжереи, фонтаны, аттракционы для детей в стиле XIX века. На очередной художественный симпозиум хотят пригласить архитекторов, чтобы они создали для парка серию миниатюрных памятников.
Разработан проект туристско-рекреационного комплекса “Берега Елабуги”, в числе прочих предложений он включает обустройство берегов рек Тоймы и Камы, строительство зоны отдыха “Елабужский Робинзон”, где молодежь сможет отдохнуть в палаточных лагерях или просто провести время на природе. А “Причал бродячего артиста” предусматривает создание городка для фестивалей хоровой музыки и бардовской песни.
Планов много. Главное, чтобы сохранялось то, что создает в Елабуге ее неповторимую атмосферу, – старинная архитектура, красивая природа, инициативность и внимательность тех, от кого зависит по-настоящему теплый и интересный прием гостей.