Наследование возможно, как известно, по закону и по завещанию. В первом случае наследниками становятся родственники умершего первой или последующих очередей, во втором – те, кто указан в завещании, при этом не обязательно родственники. И в том, и в другом случае обязательно участие нотариуса при оформлении необходимых документов.
Чтобы принять наследство (как по закону, так и по завещанию), необходимо в течение шести месяцев со дня смерти наследодателя подать заявление о принятии наследства нотариусу по месту открытия наследства или о выдаче свидетельства о наследстве. Заявление подается не любому нотариусу, а лишь уполномоченному вести наследственные дела.
Стоимость оформления наследства у нотариуса зависит от того, наследники какой очереди его получают. Дешевле всего этот акт обходится наследникам первой очереди – один процент от стоимости наследуемого имущества.
Если наследодатель изъявляет свою волю в отношении наследства в завещании, оно обязательно должно быть оформлено нотариально, в противном случае считается недействительным.
Удостоверение завещания обойдется в сумму, равную одному МРОТ. При вызове нотариуса, например, домой или в больницу эта сумма возрастет до полутора МРОТ.
В случае, когда право совершения нотариальных действий законом предоставлено должностным лицам, завещание может быть удостоверено вместо нотариуса соответствующим должностным лицом.
При наследовании по закону нужно, как правило, подтвердить степень родства с наследодателем. Для этого требуются свидетельства о рождении, браке, разводе… Но документы часто теряются, и приходится брать их дубликаты в учреждениях загса. Случается, они расположены в другом городе, районе, крае. Тогда, если нет возможности съездить за дубликатами лично, отсылают по почте запрос на их получение.
Однако записи актов гражданского состояния – конфиденциальная информация, не подлежащая разглашению. Поэтому дубликат документа загс может выдать только тому, кого он непосредственно касается. Если речь идет о свидетельстве о браке – тем, кто вступал в брак, о рождении – лицу, на которого выписана метрика, или его родителям. Работник загса, получивший запрос, должен быть уверен в правомерности стоящей на нем подписи. Удостоверить принадлежность подписи конкретному человеку может только нотариус (или лицо, уполномоченное на то законом).
Право собственности на квартиру, дом, их часть наступает только с момента регистрации. Правообразующим документом в этих случаях является договор, например, купли-продажи дома, зарегистрированный в указанном органе. Нотариальное оформление сделок с недвижимостью не
обязательно. Однако продать или купить жилье в наши дни самостоятельно, без помощи специалиста сложно. Для того чтобы риэлтер представлял ваши интересы в различных органах, мог получить там нужные справки или совершать другие действия, будь то РЭУ, БТИ, местные органы власти, загс, ему нужна выписанная на его имя доверенность, которая также удостоверяется нотариально. То же касается представителя ваших интересов, например, в гражданском суде. При этом в доверенности необходимо перечислить все действия, которые вы доверяете совершить от вашего имени доверенному лицу, представителю. В частности, при сделке с недвижимостью – получить справку БТИ, выписку из домовой книги, выписку лицевого счета, дубликат свидетельства о разводе в случае его утраты, зарегистрировать договор и так далее.
Наталья НИКОЛАЕВА,
“Регион-Блицинформ”.