Подъемная сила, проверенная временем

ОАО “Казанский вертолетный завод” – предприятие уникальное. И дело даже не в том, что оно выпускает машины и поставляет их почти в 100 стран. Еще когда многие предприятия отрасли находились на грани выживания, на ОАО “Казанский вертолетный завод” подняли в небо “Ансат” – единственный в пост-перестроечной России серийный вертолет.

ОАО “Казанский вертолетный завод” – предприятие уникальное. И дело даже не в том, что оно выпускает машины и поставляет их почти в 100 стран.

Еще когда многие предприятия отрасли находились на грани выживания, на ОАО “Казанский вертолетный завод” подняли в небо “Ансат” – единственный в пост-перестроечной России серийный вертолет. А в разгар кризиса, когда многие сворачивали производство, здесь продали в два с половиной раза больше машин, чем годом ранее, и на четверть повысили среднюю зарплату. И теперь завод, который отмечает сегодня свое 70-летие, имеет солидный портфель заказов на следующие два года. Согласитесь, подобный опыт дорогого стоит.

Устойчивый спрос на вертолеты, сделанные в Татарстане, свидетельствует о достоинствах техники. Наши многоцелевые Ми-17 имеют привлекательную цену, просты в эсплуатации, обладают высокими летными характеристиками. Но конкурентная продукция – еще не гарантия успеха. Нужно уметь ее продавать, обслуживать, ремонтировать, нужно обучать персонал – иначе чувствовать себя уверенно на рынке невозможно. Западные компании эту истину давно усвоили, многие наши – только начинают.

ОАО “Казанский вертолетный завод” здесь – исключение. Послепродажное сопровождение, обучение персонала и современная ремонтная база – все это здесь есть и работает на общий результат. Так же как и маркетинговые службы предприятия, прогнозирующие спрос на годы вперед. А на ежегодных международных конференциях, куда приглашают тех, кто эксплуатирует наши “Ми” в Азии, Африке, Латинской Америке и Европе, летчики-испытатели КВЗ показывают гостям все новые возможности усовершенствованных аппаратов.

Кстати, Ми-17, который выпускается в настоящее время, – уже давно не та машина, что была создана в середине шестидесятых. Постоянная модернизация вертолета, которую КВЗ осуществляет совместно с ОАО “Московский вертолетный завод имени М.Л.Миля”, – еще один ключ к успешному продвижению продукта на мировых рынках. Сегодня значительная часть производственной программы КВЗ – выпуск военно-транспортных Ми-17-В5. Спрос на машину серьезно вырос после того, как ее оснастили новыми двигателями ВК 2500 и вспомогательной силовой установкой Safir.

Еще одиннадцать лет назад впервые поднялся в небо “Ансат” – собственная разработка конструкторов завода. КВЗ стал первым и единственным российским предприятием, осуществляющим полный цикл создания вертолетной техники, – от разработки до серийного выпуска. Что же касается первенца, то ему сулят большое будущее. “Ансат” будет выпускаться в различных модификациях – пожарной, санитарной, спасательной. Уже сегодня на учебных вертолетах первоначальной подготовки “Ансат-У” учатся летать начинающие пилоты – первая партия таких машин для Министерства обороны России поставлена еще в прошлом году.

Пример “Ансата” – лучшее доказательство эффективности той стратегии действий, которую завод избрал в самую тяжелую для российского машиностроения пору. Здесь вкладывали средства в конструкторские разработки, модернизацию техники, действовали на перспективу. И это себя полностью оправдало.

КВЗ участвует в создании вертолета нового поколения Ми-38, который по степени комфорта и безопасности соответствует мировому уровню. Сверхлегкий аппарат с взлетной массой до полутора тонн – очередной проект холдинга “Вертолеты России”, реализация которого позволит предприятию заполнить еще одну перспективную нишу на рынке. Конечно, каждая новая разработка – это не только обещание успеха, но и результат использования интеллектуального труда и материальных ресурсов, и преодоление подчас непредвиденных сложностей. Тот же Ми-38 в 90-е годы начало создавать совместное предприятие “Евромиль”, куда входили несколько партнеров, в том числе Eurocopter (Франция – Германия). Сегодня в рамках холдинга “Вертолеты России” сформирован новый партнерский консорциум только из российских фирм – прежние в проекте уже не участвуют.

Впрочем, тем и отличается КВЗ, что любую, даже самую сложную ситуацию, стремится “развернуть” себе на пользу.

Так было и в 90-е годы, когда здесь начали разработку своего вертолета. Так было и в пору экономического кризиса, когда долгосрочные контракты и поиск банков, способных предоставить заемные средства под разумные проценты, помогли преодолеть трудности безболезненно. Так было и совсем недавно, когда потенциальный заказчик выдвинул столько требований, что пришлось создавать и испытывать опытные экземпляры модернизированных Ми-17. Зато теперь крупный контракт – подушка безопасности для предприятия на ближайшие годы.

Но растущий спрос на производимую технику породил и новые цели. Главной стратегической задачей, по словам генерального директора ОАО “Казан-ский вертолетный завод” Вадима Лигая, является техническая модернизация механообрабатывающего производства в рамках программы перевооружения российского вертолетостроительного холдинга. Предприятие оснащается высокотехнологичным оборудованием, автоматическими линиями. В итоге уже сейчас КВЗ вышел на объемы производства, о которых несколько лет назад не могло быть и речи. А в ближайшей перспективе – полная модернизация всех производств, переход к выпуску лопастей из композиционных материалов…

КВЗ – одно из бюджетообразующих предприятий Республики Татарстан. Даже в кризисном 2008 году оно перечислило в бюджет почти 24 миллиона рублей. Здесь трудится около семи тысяч татарстанцев. В прошлом году зарплата на КВЗ выросла на 25 процентов и превысила средний уровень заработной платы на крупных и средних предприятиях Казани.

Социальная ответственность – один из основополагающих

принципов КВЗ. За три года предприятие перечислило в Государственный жилищный фонд свыше 230 миллионов рублей, свои жилищные условия улучшили более 115 семей сотрудников завода. Детский оздоровительный комплекс “Полет”, целевая программа подготовки студентов, участие в развитии социальной инфраструктуры столицы, реставрации памятников – на все это предприятие выделяет значительные средства.

Мы пока не знаем, осуществятся ли все мечты заводчан, но одно вполне определенно. Пока будут существовать вертолеты, КВЗ останется их “несущей системой”.

 

Свою историю предприятие исчисляет с 4 сентября 1940 года, когда был основан ленинградский авиационный завод №387. Позднее он эвакуировался в Казань и объединился с заводом обозных деталей. В годы Великой Отечественной войны предприятие выпустило около 11 тысяч бипланов По-2. В 1951 году здесь было впервые в СССР начато серийное производство вертолетов Ми-1. Ми-4, который здесь начали выпускать с 1954 года, стал первым отечественным вертолетом, который поставлялся на экспорт. В 1965 году предприятие приступило к изготовлению Ми-8 – самого массового из всех вертолетов Миля.

 

Михаил РЯБИНИН.
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще