Один из главных приоритетов нового Федерального закона “О связи”, который вступил в силу 1 января 2004 года, – “защита интересов пользователей услугами связи” (ст. 1). А ст.13 предусматривает право любого пользователя на всей территории России получить (на возмездной основе) услуги телефонной связи.
Закон определил порядок оплаты услуг связи: “Оплата местных телефонных соединений производится по выбору абонента-гражданина с применением абонентской или повременной системы оплаты” (ст. 54).
Для юридических лиц предусмотрена только повременная система оплаты.
Впервые на федеральном уровне определены параметры и нормы взаимоотношений операторов телефонной связи и абонентов. В частности, право на рассрочку платежа за подключение к телефонной сети, условия замены абонентского номера, “уплотнения” индивидуального канала, переключения номера и замены его пользователя, право использовать любые сертифицированные абонентские устройства.
В законе появилось новое понятие – “универсальное обслуживание”. В соответствии с ним в каждом населенном пункте России должен быть установлен как минимум один таксофон, обеспечивающий бесплатный доступ к экстренным службам, а в населенных пунктах с населением не менее 500 человек организован как минимум один пункт коллективного доступа к сети Интернет.
Федеральный закон “О связи” содержит отсылки более чем к 30 нормативным документам, которые должны быть разработаны и приняты. Большинство из них касается специальных и технических вопросов, для потребителей самый главный – “Правила оказания услуг связи”.
В соответствии со ст. 44 на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Эти правила регламентируют взаимоотношения пользователей и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления их оказания и расторжения такого договора, особенности их оказания, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форму и порядок расчетов за оказанные услуги, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей, ответственность сторон.
Важнейшее нововведение, непосредственно касающееся всех абонентов, – защита сведений об абоненте. В соответствии со статьей 53 закона “сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации”.
К сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента – юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.
Операторы связи вправе использовать созданные ими базы данных об абонентах для осуществления информационно-справочного обслуживания, в том числе для подготовки и распространения информации различными способами, в частности на магнитных носителях и с использованием средств телекоммуникаций.
При подготовке данных для информационно-справочного обслуживания могут быть использованы фамилия, имя, отчество абонента-гражданина и его абонентский номер, наименование (фирменное наименование) абонента – юридического лица, указанные им абонентские номера и адреса установки оконечного оборудования.
Сведения об абонентах-гражданах без их согласия в письменной форме не могут быть включены в данные для информационно-справочного обслуживания и не могут использоваться для оказания справочных и иных информационных услуг оператором связи или третьими лицами.
Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с согласия в письменной форме абонентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
На практике это означает, что ваши фамилия, имя, отчество, домашний адрес и номер телефона могут быть размещены в справочнике и базе данных служб “09” и “009” только с вашего письменного согласия.
Так что если вы не против включения информации о вас в базу данных, то в абонентском (либо расчетном) отделе вашей телефонной компании попросите и заполните специальную форму заявления. Обратите внимание: нежелание обнародовать такие данные не требует подкрепления никакими бумагами.