На недавнем заседании Правительства республики рассматривался вопрос о расширении объема платных услуг, которые могли бы предоставить населению бюджетные учреждения городов и районов Татарстана. Таким образом, как предполагается, можно решить проблему повышения зарплаты бюджетников и улучшения материальной базы больниц, школ и библиотек. А как население относится к платным услугам? Об этом мы и спросили наших читателей.
Лилия Пожарская, капитан милиции (Набережные Челны):
Конечно, нет. Я получаю пять тысяч рублей в месяц. И муж столько же. А у нас двое детей. Старшая дочь заканчивает 11-й класс, собирается поступать в институт. И хотя она отличница и, я надеюсь, будет учиться бесплатно, ее все равно надо кормить, одевать. Родственников у нас в деревне нет, все продукты, за исключением тех, что выращиваем на даче, покупаем в магазине. Расширение спектра платных услуг в учреждениях образования и медицины – это шаг к дальнейшему обнищанию населения.
Лидия Габарова, председатель профкома ОАО “КамАЗ – Дизель” (Набережные Челны):
В том, что платная медицина должна существовать, сегодня никто не сомневается. Если есть люди, готовые платить за повышенный комфорт при прохождении лечения, то почему бы им такую возможность не предоставить? Но подавляющая часть населения не потянет дополнительные расходы. Вспоминаю, как возмущались наши работники еще пять лет назад при оформлении санаторных карт. КамАЗ имел большие долги по налогам, городская казна была пустой, в поликлиниках города требовалось за все платить. Даже бланк санаторной карты и тот стоил денег. И как довольны были люди, когда бюджет стал лучше наполняться и плату за медицинские обследования перед поездкой на курортно-санаторное лечение отменили.
Салих Ахметзянов, пенсионер (Казань):
Я слышал, что Министерство социальной защиты РТ собирается открывать специальные платные автомобильные стоянки для инвалидов, которым посчастливилось купить автомобиль. Таких стоянок, как сообщалось, будет… несколько, на всю Казань. Мне кажется, мы пошли не по тому пути. Нужны не специальные платные стоянки для инвалидов-автомобилистов, нужно, чтобы на уже существующих стоянках выделялось несколько мест для подобных машин и чтобы инвалиды (они и без того испытывают массу неудобств в нашей жизни и большими деньгами похвастаться не могут) пользовались такими местами бесплатно. Это лишь маленькая толика того, что общество и власти могут сделать для этой категории граждан.
Александр Шишов, директор предприятия “Заинск-Водоканал”:
Стоит только один раз отстоять огромную очередь (а там чихают и кашляют) на прием к врачу, как будешь платить любые деньги, лишь бы тебя осмотрели в комфортных условиях с минимальным риском для твоего здоровья. Платные услуги должны быть, но пусть они будут качественными. Сегодня же подобные качественные услуги в нашем городе существуют только в стоматологии, в протезировании. Если такого же качества услуги нам предложат и в других сферах, то почему же за них не платить? Я, к примеру, готов выложить приемлемые деньги за дополнительные услуги в образовании для своих детей. Тут речь идет не столько о платных услугах, сколько об инвестициях в будущее нашей семьи.
Вера Арифзянова, домохозяйка (Казань):
Я не верю в качество дополнительных платных услуг в школах. Скажем, нам приходится платить за дополнительные школьные уроки по музыке, рисованию, информатике. Но скажите: разве можно научить ребенка рисовать за два урока в неделю, если на этом уроке присутствует еще тридцать таких же детей? Подсчитайте, сколько времени приходится на каждого ученика. Ровно полторы минуты. Если речь идет о качественном образовании для ребенка, то нужно нанимать репетитора, платить ему по 100 и более рублей в час и ждать конкретных результатов. В этой ситуации и от преподавателя можно потребовать качественной работы. А если репетитор не устраивает, всегда есть возможность найти другого. Предложений в этой сфере достаточно. Так что не нужно проводить кампаний по “насаждению” платных услуг: каждая семья знает, за что ей нужно платить, а за что нет, за что она готова отдать свои кровные рубли, а за что не будет платить ни при каких обстоятельствах.