В наш век всеобщей автомобилизации иметь собственный гараж – неимоверная удача. Ведь держать машину на открытой автостоянке накладно, неудобно и ненадежно. Понятно, что обеспечить благоустроенными боксами всех автолюбителей невозможно – городских площадей для этого не хватит. Вот и пользуются существующим дефицитом недобросовестные предприниматели, пытающиеся всучить автомобилистам “кота в мешке”…
В конце квартала с недоделками…
Несколько лет назад фирма “Татипотека-центр” осчастливила полторы сотни казанских автолюбителей, заключив с каждым из них договор на долевое участие в строительстве подземных гаражей на столичной улице Сафиуллина. Как полагается, застройщик в лице этого частного предприятия взял на себя обязательства по организации строительства гаражей с последующей передачей их в собственность дольщикам. И, конечно же, обещал своим клиентам обеспечить качество работ и сдать объект в плановые сроки, а именно в четвертом квартале 2002 года. Автолюбители вовремя внесли деньги в счет будущих гаражей (от 70 тысяч рублей и больше), а взамен получили… только головную боль.
Правда, объект все-таки появился на свет, хотя и позже срока. Причем не одноэтажный (подземный), как было условлено договором, а двухэтажный (застройщик проявил самодеятельность). Однако назвать получившееся сооружение гаражным комплексом можно лишь с очень большой натяжкой…
Даже находиться в коридорах этого “бункера” без респиратора или, на худой конец, марлевой повязки – вредно для здоровья. Каждый шаг сопровождается клубами пыли. И вовсе не потому, что здешние автовладельцы – неимоверные неряхи. Как раз наоборот: внутренние дорожки тщательно выметены. Просто строители сэкономили на цементе – полы не забетонировали, а залили слабым песчаным раствором. В итоге якобы бетонное (как указано в технической экспертизе) покрытие “худеет” на глазах, слой заливки разрушается, превращаясь в пыль. Аналогичная ситуация и в самих боксах. Одна из “гаражевладелиц” Тамара Земцова рассказывает, что пыталась красить пол – не помогло.
Перечень проблем, с которыми столкнулись дольщики, весьма длинный. К примеру, гаражи в буквальном смысле плывут: талые, дождевые воды из-за отсутствия нормальной гидроизоляционной и водосточной системы заливают внутренние и наружные стены постройки. В дождливую погоду коридоры превращаются в грязные реки, так что пробраться к боксам можно разве что в болотных сапогах. Ужасная сырость, заплесневелые вещи, вышедшие из строя моторы, потрескавшиеся стены – не самые серьезные последствия недоделок. Куда опасней короткие замыкания, перегорающая электропроводка. В коридоре на полу лежит отвалившаяся от потолка сгнившая электроарматура (это через полтора-то года существования объекта), а провода под током угрожающе висят в воздухе.
Немногие из тех, кто выложил немалые деньги за гаражи, решаются оставлять здесь машины. Например, у “Форда” Земцовой по причине сырости уже второй, новый, двигатель вышел из строя. А в некоторые боксы, забитые строительным мусором, вообще не проберешься.
– Особенно не повезло тем, у кого боксы находятся в подземной части, – говорит Габдулнур Бариев, демонстрируя свой гараж. Увиденное впечатляет: на стуле лежит покрытая плесенью рабочая одежда, стены мокрые, хотя в этот день дождь лишь слегка моросил. Но главное – нечем дышать.
– Потому что с вентиляцией беда, – объясняет Бариев. – Сделано все по принципу “тяп-ляп”. Посмотрите: продолбили под потолком две дырки, а вентиляционную трубу вывели в сторону – между двумя боксами. Представляете, каково здесь находиться с заведенной машиной? Выхлопными газами отравиться можно. Свой предыдущий автомобиль “Москвич” я продал, поскольку держать его здесь нельзя. Недавно сыновья купили мне новую “Оку”, так через десять дней она перестала заводиться. Теперь ставлю ее на открытую автостоянку, иначе через полгода сгниет…
Габдулнур Бариевич подал в суд на “Татипотеку-центр” в расчете расторгнуть договор с этой фирмой и вернуть свои деньги. Приволжский районный суд Казани, заседание которого состоялось 27 августа, обязал предприятие в течение месяца устранить недоделки. Но воз и ныне там.
В общем, живописать унылое место, называемое гаражным комплексом, можно долго. Собравшиеся автолюбители провели с нами подробную экскурсию по этой “достопримечательности”, возведенной с нарушением всяких строительных норм и правил. Удивительно, но даже стены подземного и надземного этажей на полметра не стыкуются между собой. К тому же опорные столбы с балками практически не связаны со стенами. Кругом заплатка на заплатке – это автолюбители своими силами пытаются защитить гаражи от трещин. Сегодня, когда так много говорится о безопасности зданий и сооружений, нужно еще умудриться так построить!
Чтобы хоть как-то заставить бизнесменов устранить многочисленные недоделки, автолюбители объединились – зарегистрировали гаражно-строительный кооператив с символическим названием “Броневик”, председателем коего стал местный активист Тафкиль Хайруллин.
Однако директор ООО “Татипотека-центр” Гарафутдин Хисамутдинов считает, что с объектом все в порядке. В разговоре со мной он заявил, мол, все замечания дольщиков фирма устранила. Да и в технической экспертизе, сделанной ООО “Республиканский центр предлицензионной подготовки и сертификации”, все гладко написано: полы бетонные (вот уж нет!); межэтажные перекрытия сделаны из многопустотных плит (на самом деле – из ребристых); перемычки над окнами и дверными проемами металлические (а они отсутствуют вообще); качество кладки удовлетворительное, соответствует проекту и требованиям СНиПа для… (обратите внимание) одноэтажного здания (а не двухэтажного) и так далее. И за такую техэкспертизу, мало соответствующую действительности, с членов гаражного кооператива слупили 81 тысячу рублей, плюс 24 тысячи за технический паспорт, итого – по 747 рублей с “носа”.
Кстати, инспекторы Управления государственной вневедомственной экспертизы по строительству и архитектуре, в отличие от экспертов из ООО, недоделки и брак углядели.
Но главные проблемы гаражевладельцев – земельный вопрос и вопрос собственности.
Так чей же это “каравай”?
Как мы уже говорили, в заключенном с дольщиками договоре застройщик обязался в дальнейшем передать им гаражи в собственность и оказать содействие в регистрации прав собственности. Но сделать это невозможно. Основная причина – земельный участок, на котором находится объект, принадлежит ТОО “Ял”. У фирмы имеется государственный акт “на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей”, выданный еще в феврале 1999 года. Указанная в документе причина, по которой администрация Казани отвела “Ялу” землю, – “строительство подземных гаражей и организация наземной открытой платной автостоянки”. В свою очередь, “Ял” предоставил участок “Татипотеке-центру” в расчете получить взамен несколько гаражей. Только обо всем этом дольщики узнали слишком поздно.
По окончании строительства гаражного комплекса директор “Татипотеки” Г.Хисамутдинов подписал с прежним директором “Яла” Н.Ивановым акт приема-передачи нового двухэтажного гаражного комплекса на 158 боксов со своего баланса на баланс “Яла”. Чуть позже аналогичный документ был подписан и с председателем “Броневика” Т.Хайруллиным. То есть один объект был передан на баланс двум юридическим лицам.
– После первого посещения этих гаражей я была в шоке – они находятся в безобразном состоянии, – признается Диляра Веренкова, нынешний директор ТОО “Ял”. – Руководству “Татипотеки-центра” все равно, кому “сплавить” проблемный объект – лишь бы самому не заниматься устранением недоделок. А что касается земли, то никакой компенсации за нее мы не получили. Бывший директор нашей фирмы загодя продал еще не достроенные гаражи, предназначенные “Ялу”. Теперь ни Иванова, ни денег. И сложилась парадоксальная ситуация, когда у некоторых боксов по два-три хозяина…
Это действительно так. К примеру, по словам Т.Хайруллина и членов правления кооператива, один из боксов официально числится на автовладелице Мироновой, а продан трем физическим лицам. Бедняга так и не может отстоять свои права на гараж.
Вместе с тем руководство “Яла” внакладе оставаться не собирается. Например, планирует к имеющимся боксам пристроить дополнительные, для этих целей уже подготовлена площадка в 40 квадратных метров. Правда, проектная документация на пристрой еще не утверждена. Есть вариант поставить на второй этаж металлические гаражи. А членов гаражного кооператива обязать вносить ежемесячную арендную плату за землю. Тем более, чтобы попасть в подземный этаж комплекса, нужно проехать по территории платной автостоянки, принадлежащей “Ялу” и вплотную прилегающей к объекту. То есть опять же по чужой земле.
Кооператоры, конечно же, против нововведений, планируемых своими новыми “кураторами”. И вполне резонно, ведь по законам цивилизованного общества люди должны быть полноправными собственниками своих гаражей. Но в том-то и дело, что таковыми они не являются. В Регистрационной палате, налоговых и контролирующих органах зарегистрирован только ГСК “Броневик” как юридическое лицо. Но самих гаражей как бы не существует – ни по линии Регистрационной палаты, ни в БТИ, ни в энергоснабжающих или других структурах. Госкомиссией гаражный комплекс до сих пор не принят в эксплуатацию, понятное дело, из-за многочисленных недоделок и строительного брака. Соответственно, нет и постановления главы администрации Казани о его вводе в эксплуатацию. Так что акты приемки-передачи этого объекта на баланс сразу двух юридических лиц особого веса не имеют.
Кроме того, нельзя быть собственником гаража, не владея землей, на которой он расположен. Выходит, автолюбители, на деньги которых построен гаражный комплекс, не могут ни продать, ни передать свои боксы в наследство. Сегодняшний владелец территории фирма “Ял”, естественно, делиться собственной землей не желает. Предпринимателей тоже можно понять: несколько лет назад администрация Казани и так “раскрутила” их на выделение земельного участка под строительство церкви. Храм по соседству достраивается, теперь администрация просит выделить землю для озеленения его епархии. А со столичной мэрией, как известно, не поспоришь.
Дабы разрубить гордиев узел, получить земельный участок, а также обязать подрядчиков устранить брак, кооператоры пытаются найти поддержку у властей – пишут во всевозможные инстанции. Пока тщетно. Суть чиновничьих отписок аккумулируется в словах Габдрашита Вагизова, первого заместителя Приволжского района Казани, на территории которого находится гаражный комплекс: “Указанные в вашем обращении организации – ТОО “Ял”, ООО “Татипотека-центр” являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Администрация Приволжского района не обладает правом вмешиваться в хозяйственную деятельность самостоятельных юридических лиц… Для решения спорных вопросов имущественного характера вам следует обращаться в судебные органы”.
Автолюбители так и собираются сделать. Остается надежда только на Фемиду…
Мы рассказали об одном, но не единичном случае, когда, участвуя в долевом строительстве, люди оказываются у разбитого корыта. По словам юристов общественной организации “Общество по защите прав потребителей РТ”, даже в сегодняшней конкурентно-рыночной среде дольщикам приходится добиваться положенного им через суд.
Автостоянка – временное решение проблемы с “ночевкой” машины, да к тому же кусачее для кармана автовладельцев