Если хотите узнать, как человек относится к своей работе, профессии, попросите его рассказать о ней. Равнодушный взгляд и бесцветный голос скажут о том, что работа ему неинтересна, никакого удовольствия от нее он не получает и лишь привычно тянет лямку. Но если у него загорелись глаза – значит, работа ему по сердцу, она не отпускает его, и он мыслями всегда там – в мастерской, цехе, кабинете или в поле. Значит, человек нашел свое призвание.
Поражаюсь, с каким упоением рассказывает Джамиль Габдрахимович Мухаметшин о нумизматике или эпиграфике. К примеру, на какие размышления наводят вас, читатель, современные мелкие монеты? Наверняка у многих они ничего, кроме раздражения, не вызывают. А вот он, старший научный сотрудник Болгарского государственного историко-архитектурного заповедника, кандидат исторических наук, не только проведет аналогию с “застойными” пятаками и копейками, но и много чего интересного расскажет об их “предках”. На месте Болгарского городища найдено великое множество монет. Одна из них оказалась необычной: на одной стороне изображен крылатый змей, на другой просматривается полустертая надпись “Чекан Сарая аль-Джадид”. У опытного нумизмата сомнений не было: это монета Тохтамыш-хана.
– Она контрмаркирована Болгарским монетным двором в двадцатых годах пятнадцатого века, – говорит Мухаметшин. – Но вот какая досада: в течение многолетних археологических исследований так и не нашли здание, которое можно было бы считать монетным двором. Загадка для археологов…
Джамиль Габдрахимович может бесконечно рассказывать о технологии производства старинных монет, слушать его необыкновенно интересно. Говорит он живо и образно, и я словно наяву вижу, как от круглой в сечении серебряной проволоки отрезают кружочки, расплющивают их, напильником убирают заусенцы, приводят заготовку в округлую форму и передают ее под молоток мастера. Схожа технология изготовления и медных монет. Вот только проволоку старинные мастера брали квадратного сечения, вырубали трапециевидные кусочки и затем расплющивали. По крайней мере, так поступали болгарские мастера середины тринадцатого века.
К слову сказать, в идентификации монет, найденных при раскопках Казанского Кремля, активное участие принимал и Мухаметшин.
В составе и во главе ряда археологических экспедиций он объездил всю закамскую зону. Очень плодотворным оказалось обследование берегов реки Актай, протекающей по территории трех районов – Алькеевского, Алексеевского и Спасского. Понятно, что подобные исследования не могут быть спонтанными и хаотичными. Нужны опытный глазомер и знания, чтобы в рельефе речных берегов узреть то место, где следует вести поиски. Первые же исследования у села Пановка Алексеевского района принесли результаты – были обнаружены два булгарских селища, в которых, кроме обычного набора желто-красной и красной керамики, нашли фрагменты серой лепной керамики с мелко толченными ракушками. Такая керамика считается наиболее древней и связана с финно-уграми и салтовскими булгарами.
На Шкимерке, притоке Актая, обнаружили несколько булгарских селищ с разнообразной керамикой, фрагментами жерновов, большим количеством шлака и крица, столь характерных для этих мест. Наличие металлургических мастерских на селищах свидетельствует о той значительной роли, которую они играли в X-XIV вв. Откуда же наши предки брали сырье? Ответ археологи нашли на Салманке – это желто-коричневые ржавые прослойки железистых песчаников. Руды было достаточно для работы одной плавильной печи. Очень обрадовало археологов открытие селища в селе Старый Баллыкуль. Оно известно тем, что здесь был обнаружен клад булгарских украшений. Именно здесь находятся шесть эпиграфических памятников XIII-XIV вв.
После подобных исследований количество памятников и исторических мест в Закамской зоне выросло в два (!) раза.
К сожалению, не только позитивные впечатления привозят из экспедиций археологи. С душевной болью рассказывает Мухаметшин о печальной участи многих исторических мест, которые в результате человеческой деятельности, а также не без вмешательства природной стихии уходят в небытие. В частности, легендарная гора Джукетау с разрушающимся культурным слоем представляет собой печальное зрелище.
Но я верю: пока есть такие бескорыстные, преданные своему делу люди, как Джамиль Мухаметшин (кстати, он награжден медалью “За вклад в наследие народов России”), еще не все потеряно.
Зульфия БАЙТЕРЯК.