Спасская ярмарка: тепло рук и красота души

Третья Спасская ярмарка, прошедшая в минувшие выходные в Елабуге, вылилась в большой и яркий праздник. Она объединила не только народных умельцев, но и звонарей, бардов, фольклористов, спортсменов, циркачей и, конечно, елабужан и гостей города. Кажется, в эти дни, несмотря на холодную и дождливую погоду, на ярмарочной площади гулял весь город.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Третья Спасская ярмарка, прошедшая в минувшие выходные в Елабуге, вылилась в большой и яркий праздник. Она объединила не только народных умельцев, но и звонарей, бардов, фольклористов, спортсменов, циркачей и, конечно, елабужан и гостей города. Кажется, в эти дни, несмотря на холодную и дождливую погоду, на ярмарочной площади гулял весь город.

Вперед, в XIX век!

В этом году участие в ярмарке приняли около 500 мастеров более чем из 50 городов и других населенных пунктов страны – кроме Татарстана, были представлены Санкт-Петербург, регионы Поволжья, Урала, Сибири…

В торжественном открытии Спасской ярмарки приняли участие заместитель Премьер-министра – министр культуры Зиля Валеева, министр промышленности и торговли Равиль Зарипов, руководитель исполкома Елабужского муниципального района Геннадий Емельянов, генеральный директор Центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ Нури Мустафаев.

К гостям вышли скоморохи и коробейники, ряженые и клоуны на ходулях. Принесли корзины с яблоками – ведь Спасская ярмарка исторически была приурочена к престольным праздникам главного собора города, именно в августе отмечаются медовый, яблочный и ореховый Спас. Замечательный концерт имел целью создать настроение единения и братства – по очереди были представлены народы нашей страны. Русские, татары, башкиры, коряки – все артисты сумели передать народный дух. 

Зиля Валеева зачитала слова приветствия, которые адресовал участникам Спасской ярмарки Президент Рустам Минниханов.

“Сегодня мы являемся свидетелями того, что идея возрождения Спасской ярмарки, известной в прошлые века всей России и собиравшей на своих площадях тысячи купцов и ремесленников, оправдала себя, – говорится в послании. – Возродившись после более чем полувекового забвения, ярмарка проводится всего лишь в третий раз, но число ее гостей с каждым годом стремительно растет. Это происходит не случайно, ведь народные промыслы – неотъемлемая часть нашей духовности, историко-культурного наследия многонациональной республики. Спасская ярмарка, концентрирующая в себе богатые традиции торговли, декоративно-прикладного и художественного искусства, так же, как и праздники Сабантуй, Каравон, Питрау, превращается в народные гулянья, настоящий праздник обрядности, песенно-танцевального, колокольного искусства, предоставляет участникам и гостям уникальную возможность провести время с пользой и отдохнуть с душой. Искренне верю, что Спасская ярмарка обретет новую, яркую жизнь и прочно войдет в культурную и экономическую жизнь Татарстана, станет массовым праздником не только республиканского, но и всероссийского значения”.

Министр культуры подчеркнула, что по сравнению с прошлым годом Спасская ярмарка собрала уже вдвое больше гостей и нет сомнений, что ее популярность будет расти. Также Зиля Валеева вручила автору идеи возрождения ярмарки – директору Елабужского государственного музея-заповедника Гульзаде Руденко – благодарственное письмо министра культуры России Александра Авдеева.

В завершение церемонии трогательная крошка в старинном очелье и народном одеянии принесла к трибуне почетных гостей хлеб-соль на вышитом полотенце. Ну, а затем наступило время перенестись в прошлое, окунуться в атмосферу XIX века – и почтенные гости сделали это с помощью символического “пульта времени”.

Спасскую ярмарку в Елабуге любили больше всего. На время ее проведения возле собора располагались балаганы и лотки. Служители храма даже имели свои лавки, которые сдавались в аренду. В середине века для удобства торговли на средства купцов Стахеевых были выстроены комплексы торговых рядов – по типу петербургского Гостиного двора, но в миниатюре. Эти здания хорошо сохранились до наших дней. На ярмарку доставлялись товары из почти сотни городов России. Из Казани везли готовое платье, кожу, обувь и меха, из других мест – посуду, сукно, пуховые платки, конскую сбрую. Не отставали от приезжих и местные ремесленники. Имеются сведения, что в 1873 году на ярмарку было привезено товара на 120 тысяч рублей. Тогда в городе насчитывалось 715 купцов. По богатству и количеству людей торгового сословия Елабуга превосходила даже губернскую Вятку. Спасская ярмарка постепенно расширялась, ей становилось тесно на соборной площади, и была она перенесена за город. В годы революции и Гражданской войны ярмарки в Елабуге не проводились. Они возобновились в 1922 году и просуществовали до 40-х годов XX века. После Великой Отечественной войны таких торговых съездов в городе не было.

Местными властями и Елабужским государственным музеем-заповедником было решено возродить Спасскую ярмарку после столь длительного перерыва. Сегодня, конечно, она преследует совсем другие цели – во-первых, является развлекательным и даже образовательным мероприятием, средством привлечения туристов, во-вторых, служит развитию ремесел и декоративно-прикладного искусства. Мастера здесь знакомятся, обмениваются опытом работы, а посетители могут купить произведения ручного труда, привезенные из разных регионов страны.

Камень, дерево, бумага

Торговые палатки разместились на стадионе “Молодежный”, с которого прекрасно виден Спасский собор. Мастера привезли изделия самые разные, и, конечно, наибольший интерес вызывала не набившая оскомину штамповка, а изделия ручного труда из натуральных материалов – глиняная посуда и игрушки, каменные статуэтки, деревянные и плетеные изделия, льняная одежда.

Александр Серебров из Нижнего Новгорода – педагог-музыкант и мастер по изготовлению шумовых и духовых русских народных музыкальных инструментов. Он занимается этим более 20 лет. Начал не от хорошей жизни – создал ансамбль ложкарей, а инструменты в то экономически трудное время было невозможно найти. Решил делать сам. Так и появилась небольшая мастерская, аналогов которой сегодня в стране нет. Дело поставлено серьезно и грамотно – изготавливается около 100 наименований инструментов. Это разные трещотки – пластинчатые, круговые,  ложки – простые, веерные, с бубенцами… Их предназначение – музыкальное. На таких играют дети в народном ансамбле “Славяне”, которым руководит Александр. Он делает и духовые инструменты – жалейки, свирели, окарины.

А вот серия развивающих инструментов для детских садов. В одном из изделий, похожем на деревянную колбу с палочкой, умещается сразу четыре инструмента – погремушка, рубель, музыкальный стакан, тон-блок. Разные удары и движения палочкой извлекают непохожие друг на друга звуки. Это – одно из авторских изобретений мастерской, нацеленных на развитие у ребенка фантазии. Это умные игрушки, и покупает такие умная публика, поясняет мастер, которому нередко доводилось принимать участие в международных выставках, связанных с музыкой и образованием.

Поскольку вещи предназначены детям, в производстве применяются экологически чистые расходные материалы. А требования к качеству древесины, процессу сушки и хранения очень высокие. Кленовые ложки – вообще эксклюзив, утверждает Серебров, потому что жесткие и дают очень звонкий звук.

Вообще, представленные на Спасской ярмарке товары были самого разного класса и ценовой категории – от копеечных бумажных лебедей-оригами и плетеных из бисера крокодильчиков до кожаных изделий с серьезной технологией производства и такими же ценами.

Например, казанская экспериментальная творческая мастерская “ГрандМастер” представила обувь, сумки и картины, выполненные с использованием уникальной техники – кожаной мозаики. Это старинный вид народного декоративно-прикладного искусства татар, который постепенно стал забываться, терять высокие художественные достоинства. Мастерская взялась за возрождение традиций и в 2009 году получила грант Правительства республики на реализацию своего проекта. В мозаике сохраняется самобытность татарского узора. Тут есть и традиционные ичиги, и сапоги, современные по форме, но с традиционными украшениями – так соединяется прошлое с течениями нынешней моды.

Технический директор Михаил Карепин подчеркнул, что мастера не стараются “прогнуться” под клиента, а делают то, что им интересно. Вся работа ручная. Например, лук и стрелы в расшитом колчане, которые притягивают внимание всех мужчин, делались в течение полутора месяцев. А вот – кожаная книга, которая в картинах рассказывает легенду об основании древнего Булгара: пришли враги на булгарскую землю, всех убили, и только волк спас одного мальчика. Мальчик вырос в хана и основал город…

Еще один участник ярмарки – Центр реабилитации инвалидов Набережных Челнов. Цели у него скромнее, чем у других – себя показать и на людей посмотреть. Фания Гиниятуллина, сама инвалид, руководит творческой группой центра, в которой заняты семь человек.

– Мы занимаемся оригами, бисероплетением, – рассказывает Фания. – Наши бумажные лебеди и павлины пользуются спросом: сначала занимали три стола, сейчас всего полстола осталось.

Самая бойкая продажа – у Гульназ. Она научилась заниматься оригами, хотя вместо правой руки у нее – протез. Но женщина не падает духом, растит сына, и, надо полагать, даже та скромная выручка, которую она получила

от ярмарки, для нее большая радость.

– Для инвалидов это очень важно, – продолжает Фания. – Мы увидели, что наши изделия нравятся людям. Значит, мы не хуже других, можем держаться на плаву.

Сергей Клевогин приехал из Ульяновской области и привез свои деревянные изделия. Вообще-то он тракторист. Ремесло в течение 17 лет было лишь увлечением, но сейчас стало основным занятием. Сергей обрабатывает любую древесину – липу, ольху, дуб, березу, даже австралийскую пальму, которую заказывает через Интернет. Она интересна тем, что текстура дерева имеет темные прожилки, сами собой иногда складывающиеся в рисунки. Вот, например, явный силуэт кошки, и это рисунок не мастера, а природы.

А вообще, промыслы сейчас не слишком развиты. Вот прежде, рассказывает Сергей, соседний Карсунский район славился глиняным промыслом – телегами возили на продажу крынки, горшки. Теперь все заглохло. Хотя уже начала приносить плоды программа содействия самозанятости безработных граждан. Несколько человек зарегистрировались как предприниматели и теперь покупают у Сергея деревянные вазочки и шкатулки под роспись.

И в пир, и в мир, и в добрые люди

В этом году торговцев было так много, что палатки пришлось ставить в несколько рядов. Но площадь праздника оказалась гораздо шире – задействовали все Шишкинские пруды. Тут были и всевозможные детские аттракционы, и спортивные состязания. Далее расположились сельские подворья, где можно было купить мед, яблоки, различную деревенскую продукцию. Здесь же городская газета провела луковый фестиваль, ведь возделыванием этого растения издавна занимались жители елабужского села Танайка. Всех желающих угощали луковым супом, провели конкурс на самое быстрое поедание целой луковицы и выбрали луковых короля и королеву.

В расположившемся по соседству городе мастеров демонстрировали свою работу кузнецы – прямо на глазах у публики они ковали подковы и розы.

Все три дня ярмарки непрерывно шла концертная программа. Сюда пригласили несколько интересных фольклорных коллективов, которые исполняли старинные песни. Жаль только, что огромная мощность колонок создавала невозможный для общения звуковой фон – расположенные ближе к сцене продавцы просто не могли расслышать покупателей. 

В дни проведения ярмарки был организован ставший уже традиционным фестиваль колокольного искусства. В нем приняли участие 26 звонарей из разных городов. Большой воскресный звон-концерт на колокольне Спасского собора собрал множество слушателей.  

На закрытии ярмарки 20 лучших мастеров были отмечены премиями организаторов – каждый получил по пять тысяч рублей. По предварительным итогам, было привезено товара на сумму 10,5 миллиона рублей, продано – на 4,2 миллиона.

В рамках ярмарки состоялся “круглый стол” на тему “Возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов”. Открывая его, Зиля Валеева отметила, что сейчас есть неплохой выбор сувениров массового характера, но пришел черед высоких образцов сувенирной продукции. Чтобы их получить, необходима совместная работа профессиональных художников и народных умельцев.

Спасская ярмарка, по мнению министра культуры, имеет громадное значение, потому что занимается популяризацией народного творчества:

– Сегодня, когда люди все больше ориентируются на некие стандарты, очень важно уметь видеть красивое, настоящее. Спасская ярмарка дает возможность умельцам показать себя, пообщаться, увидеть уровень работ друг друга. А раз они сюда едут снова, значит, им это еще и выгодно экономически. Мы хотели бы получить федеральную поддержку в проведении этой ярмарки. Тогда она могла бы стать еще более масштабной, мы могли бы здесь организовывать мастер-классы, привлекать крупных отечественных специалистов в сфере народного творчества. Сегодня, когда непрерывность образования становится требованием для всех, очень важно и мастерам тоже быть в контакте с профессионалами, с учеными. Поэтому нам есть над чем работать, – сказала Зиля Валеева.

Как заметил один из участников ярмарки, с ее помощью мы возрождаем увядшее чувство созерцания, а это – основа величайших людских добродетелей,  сопереживания и сочувствия. Это чувство, которое толпу превращает в народ, а народ – в нацию. И действительно, публика во время ярмарки вела себя на удивление культурно и доброжелательно. Когда человека окружает красота, он и сам становится красивее.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще