Нашим педагогам пообещали новое качество жизни

На 16 процентов в среднем увеличится фонд оплаты труда педагогов республики (в том числе и в системе дополнительного образования) с 1 сентября этого года. В следующем году зарплату обещают повысить еще и работникам дошкольных учреждений.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

На 16 процентов в среднем увеличится фонд оплаты труда педагогов республики (в том числе и в системе дополнительного образования) с 1 сентября этого года. В следующем году зарплату обещают повысить еще и работникам дошкольных учреждений. Такие приятные новости сообщил педагогам Президент Татарстана Рустам Минниханов, выступая вчера в Нижнекамске на пленарном заседании традиционного августовского большого педсовета.

Проблемы проблемам рознь
Поясним: перевод педагогов на новую систему оплаты труда вовсе не означает, что у каждого из работников системы образования зарплата повысится именно на 16 процентов. Начисление будет проводиться дифференцированно, на конкурсной основе, и надбавки у всех будут разные. Но в любом случае повышение зарплаты коснется всех.
Мероприятия, направленные на поддержку учителей, пояснил Рустам Минниханов, станут первоочередными в рамках реализации стратегии развития республиканского образования на 2010-2015 годы, инициированной в прошлом году первым Президентом республики Минтимером Шаймиевым. В ближайших планах также – специальные поощрения для лучших учителей республики. С 2011 года 15 процентов педагогов, результаты работы которых эксперты Минобрнауки сочтут наиболее успешными, будут получать двойные оклады. Еще один способ поощрить лучших – им начнут выдавать гранты в рамках программы “Алгарыш”, чтобы они могли побывать на стажировке в лучших школах мира.
Как видим, сегодня в республике ставятся вопросы не только материального благосостояния педагогов, но и их профессионального роста. Это, по мнению министра образования и науки России Андрея Фурсенко, принявшего участие в республиканском педсовете, свидетельствует, что ситуация в отрасли за последние годы серьезно поменялась.
– Проблемы в образовании были всегда, но проблемы проблемам рознь, – заметил он. – Еще пять лет назад мы в основном говорили о материальном. А сегодня обсуждаем вопросы интеллектуального развития, доступности новых технологий в педагогике. А это ведь уже совершенно новое качество жизни учителя.
Технологии под стать времени
О президентских программах “Компьютер – школе” и “Ноутбук – учителю” мы уже писали неоднократно. Естественно, такие масштабные проекты не могли обойти вниманием и на республиканском педсовете. Тем более, отметил вице-премьер – министр информатизации и связи Николай Никифоров, похвастаться есть чем.
Два года подряд Никифоров на итоговых коллегиях Минобрнауки говорил о том, как высок в наших школах процент морально и физически устаревших компьютеров. И вот наконец весь этот электронный утиль удалось заменить новой техникой – в классах теперь стоит почти 11 тысяч новых машин. Почти 13 тысяч учителей получили ноутбуки. А к следующему учебному году, пообещал Рустам Минниханов, ноутбуки будут у всех педагогов республики. А вообще, в Татарстане стоит задача реализации масштабного проекта “Электронное образование” – сетевого сообщества, объединяющего всех учителей и школьников республики, дающего доступ к электронным образовательным материалам.
Как выглядит эта система в действии, и федеральному министру, и Президенту республики продемонстрировали перед началом пленарного заседания в нижнекамской средней школе №10 с информационно-технологическим профилем (на снимке). Здесь действуют медиацентр, портал “Мобильный учитель”, активно используются электронные образовательные ресурсы. И даже есть опыт дистанционного обучения детей.
– В течение ближайших двух-трех лет все наши базовые школы должны быть оснащены так же, – распорядился Рустам Минниханов.
Непростой вопрос
Оснащение базовых школ новейшими технологиями и внедрение дистанционного обучения – все это должно помочь в решении одной из больных проблем нашего образования, имя которой – малокомплектные школы. Таковых в республике – почти треть от общего количества учебных заведений.
– Дело ведь не только в том, что стоимость обучения в такой школе подчас в десять раз выше, чем в обычной. Но и качество образования там ниже, образовательные стандарты не соответствуют требованиям времени, – поведал собравшимся министр образования и науки республики Альберт Гильмутдинов. – А вот в Красноярском крае, скажем, территория в четыре раза больше, чем наша, населения почти столько же, сколько в Татарстане, а школ – в 2,5 раза меньше. И я обращаюсь к главам муниципальных образований: давайте подумаем, как и нам решить эту проблему.
– Вот иногда говорят – государству жалко денег на школы, – заметил Андрей Фурсенко. – Да не денег жалко, а детей, которые не могут на равных конкурировать с городскими сверстниками!
Решением проблемы может стать как дистанционное обучение, так и создание в крупных селах так называемых общественных центров, где объединяются школа, детский сад, клуб… А для одаренных школьников планируется создание сети специализированных гимназий и лицеев-интернатов. В том числе одного республиканского, действующего круглогодично.
– Кроме того, Президент России поддержал идею создания в каждом федеральном округе президентского лицея, где будут учиться талантливые дети со всего региона. Думаю, мы вполне можем претендовать на то, что приволжский лицей будет у нас, учитывая ваше, Андрей Александрович, хорошее отношение к нашей республике, – под аплодисменты зала обратился к федеральному министру Рустам Минниханов.
Новые учителя будут, но позже
В общем, по всему выходит, что перспективы у татарстанского образования неплохие. Даже на застарелые его болячки подействовали меры, которые предпринимаются в республике в последние годы. И все же проблем еще хватает. Основная среди них – качество образования в так называемой массовой школе. Правда, озвучил Альберт Гильмутдинов некоторые результаты, ЕГЭ наши выпускники нынче сдали ощутимо лучше, чем в прошлом году (подкачал только английский язык – здесь средний балл оказался ниже, чем в 2009-м).
Но с выпускниками все понятно – к ЕГЭ их целенаправленно готовят последние два года учебы. А вот государственная итоговая аттестация девятиклассников не порадовала – результаты довольно средние, если не сказать хуже. Особенно огорчает, отметил министр, что в республике, славящейся высокотехнологичным производством, математику девятиклассники в среднем сдали на “троечку”. А ведь еще не начали массово мониторить знания учащихся 4-8 классов (такой мониторинг Минобрнауки планирует ввести в ближайшее время)!
И здесь мы опять возвращаемся к роли учителя. Не зря же именно решение его проблем стало первоочередной задачей республиканской стратегии образования. Альберт Гильмутдинов неоднократно в своих выступлениях подчеркивал: если в школе не будет хорошего учителя – никакие современные технологии ситуацию не спасут. И несколько удивило, что, выступая нынче на коллегии, он почти ничего не сказал о подпрограмме “Наш новый учитель”, которую активно пропагандировал прежде.
Напомним: речь шла о том, чтобы привлечь к работе в школе лучших выпускников республиканских вузов (не обязательно педагогических) – молодых, креативных. Дать им очень хорошую зарплату и обеспечить серьезный социальный пакет, в частности решить проблемы с жильем. Но, видимо, это новшество вызвало слишком много вопросов у уже работающих педагогов, которые имели возможность ознакомиться со стратегией, обсудить ее в коллективах и высказать свое мнение. Не исключено, что именно поэтому первоочередные мероприятия стратегии все же направлены на решение проблем “старой гвардии”. Хотя подпрограмма “Наш новый учитель”, как выяснилось, с повестки дня все же не снята. Рустам Минниханов пообещал, что лучших выпускников вузов в школы привлекать обязательно будут. И социальные гарантии для них тоже продумают.
В традиционном августовском республиканском педагогическом совещании в Нижнекамске также приняли участие первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, Премьер-министр Ильдар Халиков, заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова, глава Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района Айдар Метшин, другие официальные лица.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще