Час пик. У перехода через дорогу наблюдаю типичную картину. Светофор горит красным, ближайшая машина – метров за двадцать от пешеходной дорожки. При известной ловкости и беспечности можно попробовать “проскочить”. Что и пытается сделать молодая женщина, которая тащит за руку мальчишку лет восьми. Ребенок упирается изо всех сил и показывает пальцем на светофор – мол, нельзя же идти! Возмущенная мамаша в сердцах отвешивает отпрыску подзатыльник и, не обращая внимания на истошный сигнал уже подъехавшего авто, перетаскивает сына через дорогу. Визг тормозов, ругань водителей…
На первый взгляд ситуация комичная. Но подумаешь, и смеяться уже не хочется… По данным статистики, лишь в 26 процентах случаев дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних виноваты дети, остальные трагедии – на совести взрослых.
По словам главного госавтоинспектора Татарстана Рифката Минниханова, за семь месяцев этого года на дорогах республики погибли восемнадцать детей, 353 ребенка получили травмы различной тяжести. В основном это школьники в возрасте от семи до четырнадцати лет. А сколько еще жертв добавят август и сентябрь, на которые, опять же по статистике, обычно приходится более половины всех “детских” ДТП за год!
Как спасти детей от катастрофы под названием “автомобилизация взрослого населения”? Разговор на эту тему состоялся в минувший вторник на брифинге в Кабинете Министров. В нем приняли участие глава татарстанской ГИБДД Рифкат Минниханов и заместитель министра образования и науки республики Айрат Зиннуров.
Воспитывать взрослых – только портить?
Арск. 2010 год. 3 мая, 16.30. Водитель автомобиля “ВАЗ-21093” “не выбрал скорость, обеспечивающую безопасность дорожного движения, и совершил наезд на восьмилетнего ребенка, который пересекал проезжую часть вне пешеходного перехода. В момент ДТП ребенок был один, без сопровождения взрослого. От полученных травм мальчик скончался на месте происшествия.
Любое ДТП, кто бы ни был виноват, совершает водитель. Сделать так, чтобы он не создавал аварийных ситуаций, теоретически проще, чем заставить пешехода переходить улицу без риска для жизни. Все-таки для водителей придуманы не только правила дорожного движения, но и всевозможные меры воздействия за нарушения: от предупреждений и административных взысканий до уголов-
ной ответственности. Тут для ГИБДД поле деятельности широчайшее.
С пешеходами и родителями несовершеннолетних пешеходов сложнее. Тут не воспитывать нужно, а перевоспитывать. А это занятие сложное и неблагодарное. Но про изречение “Горбатого могила исправит” лучше забыть. Нарушая правила и проявляя преступную беспечность на дорогах, папы и мамы рискуют не только собственными жизнями. Их легкомыслие слишком дорого обходится обществу.
Как пообещал заместитель министра образования и науки РТ Айрат Зиннуров, на всех первых родительских собраниях в новом учебном году будет затронута тема безопасности на дорогах. Поможет ли?
Уж казалось бы, какое наказание может быть страшнее, чем стать виновником гибели или увечья собственного ребенка. Неужели нельзя выбрать немного времени, чтобы заняться с сыном или дочерью, с внуками изучением правил поведения на дороге? И самое главное – не демонстрировать ребенку негативный пример? Вопросов больше, чем ответов.
Значит, выход один – наказывать рублем. Между прочим, за нарушение правил несовершеннолетними можно привлечь к ответственности родителей. Есть пункт 5.35 КоАП РФ, который предусматривает штраф в 500 рублей за недобросовестное исполнение родительских обязанностей. А теперь скажите, кто из вас или ваших знакомых понес наказание за то, что ребенок нарушил правила на дороге?
Я не говорю о тех страшных случаях, когда ребенок стал причиной ДТП и погиб. Тут полтысячи штрафа уже ничего не поправят. А вот за те “дорожные провинности”, что закончились без катастрофических последствий, можно бы и наказывать. Раз используется и работает система штрафов для недисциплинированных водителей, так почему остаются безнаказанными нерадивые пешеходы и родители? “Накопит” чадо две-три тысячи целковых за месяц, уплатят папа с мамой кровные денежки, так, может, и задумаются о воспитании.
Ремня нужно не детям
14 августа 2009 года в 18.00 на 16 км автодороги Набережные Челны – Сарманово водитель автомобиля “Лада Приора” при повороте налево не уступил дорогу встречному транспортному средству и совершил столкновение с автомобилем “Дэу Нексия”. Пассажир “Лады Приоры”, трехмесячный младенец, был в этот момент на руках у бабушки. От полученных травм ребенок скончался на месте происшествия. Автомобиль не был оборудован специальным детским удерживающим устройством.
С начала года зафиксировано пятьдесят аварий с участием детей-пассажиров, которых перевозили в авто без специальных удерживающих устройств – детских автокресел. В результате жадности или беспечности пап и мам четыре малыша погибли и пятьдесят шесть были травмированы. Тут уж даже не переложишь вину за случившееся на недисциплинированных водителей.
Именно перевозка детей без автокресел станет особо наказуемым инспекторами ГИБДД нарушением в ближайшие месяцы. Вблизи школ и детских садов будут дежурить посты ГИБДД. Напомним, что штраф за перевозку ребенка без специального удерживающего устройства равняется 500 рублям.
“Мы обязаны использовать все административные рычаги, чтобы воздействовать на без-ответственных родителей, – сказал Рифкат Минниханов. – Не будет автомобиль оборудован детским креслом, так вообще не позволим забрать ребенка из садика или школы. Во всяком случае, на машине его домой не повезут”. Все верно, прогуляются пешочком мама с папой домой с малышом на руках, так, глядишь, и денег на кресло не пожалеют.
Грустно вообще-то, когда сотрудникам ГИБДД безопасность ребенка важнее, чем его родным. Ведь требования дорожных инспекторов – это совсем не чья-то прихоть и не повод заработать деньги, как считают иногда беспечные родители. Кресла реально спасают жизни детям в ДТП, и дорога это доказывает постоянно.
Елабужский район. 6 августа 2010 года. На 1033 км автодороги Москва – Уфа водитель автомобиля “ВАЗ-2105”, по предварительным данным, совершая маневр опережения, превысил скорость, обеспечивающую безопасность дорожного движения, не выбрал безопасный боковой интервал и совершил столкновение с автомобилем “Ока”. Оба автомобиля после столкновения опрокинулись в кювет. Двое пассажиров “Оки” от полученных травм скончались на месте происшествия. Водитель автомобиля с сотрясением головного мозга был доставлен в ЦРБ. Шестилетний пассажир микролитражки также был доставлен в ЦРБ. По данным медиков, малыш остался жив лишь благодаря тому, что в момент столкновения автомобилей находился в специальном детском удерживающем устройстве.
По мнению главы татарстанских стражей дорог, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма сегодня носит разобщенный и бессистемный характер.
– Усилия, предпринимаемые ГИБДД МВД по РТ, позволили стабилизировать ситуацию с детским дорожно-транспортным травматизмом в республике, – утверждает Рифкат Минниханов. – Но сегодня этого уже мало. Европейские страны поставили перед собой сложную задачу – добиться нулевого уровня дорожно-транспортного травматизма. Я считаю, что аналог европейского “нулевого уровня” аварийности должен и может быть реализован в Татарстане прежде всего в отношении юных участников дорожного движения.
В понедельник в республике стартовала профилактическая акция “Внимание – дети!”. Предусмотрен комплекс мероприятий по сокращению травматизма на дорогах среди несовершеннолетних. Автоинспекторы будут делать все возможное, чтобы оградить юных пешеходов и пассажиров от неприятностей. Увы, их возможности не безграничны.
P.S. В понедельник вечером в Казани погиб пятилетний малыш. Папа с мальчиком переходили проезжую часть улицы Максимова в неположенном месте и попали под колеса ехавшего с превышением скорости “Шевроле Авео”. Ребенок получил серьезные травмы и на следующее утро скончался в больнице.
Перекресток тревог и надежд
Час пик. У перехода через дорогу наблюдаю типичную картину. Светофор горит красным, ближайшая машина – метров за двадцать от пешеходной дорожки. При известной ловкости и беспечности можно попробовать “проскочить”. Что и пытается сделать молодая женщина, которая тащит за руку мальчишку лет восьми.
20.08.2010
+1
+1
+1
+1
Подпишитесь на новости газеты “Республика Татарстан” на Дзене и в Telegram