Он выполнил свое обещание и по возвращении из Франции вновь пришел в полпредство Татарстана в Москве.
…А в первый свой приход к нам тремя месяцами раньше он, откровенно говоря, озадачил руководство и сотрудников представительства необычной прось-бой – “одолжить” … Государственный флаг нашей республики. Для водружения на вершине горы Монблан.
Познакомились с ним поближе. Оказалось, ученый-судостроитель из Москвы, доктор технических наук Альберт Исхаков – выходец из Татарстана. И со студенческих лет увлекается “хождением в горы”, то есть альпинизмом. За его плечами десятки сложнейших восхождений в разных уголках земного шара. В 1992 году, взойдя на гималайский “восьмитысячник” Шиша Пангма, Альберт Саитович выполнил норму мастера спорта международного класса.
В этом году он замыслил новый проект – отметить предстоящее1000-летие Казани поднятием флагов России и Татарстана на знаменитые горы мира.
– Флаг России у меня есть, а вот с флагом Татарстана вышло затруднение, – сетовал он.
Естественно, полпредство не могло ему отказать в такой просьбе и передало ему большой шелковый триколор.
Однажды в июле, пробиваясь через помехи и расстояния, донесся его еле слышимый голос: “Стою… вершине Монблана… Флаги России и Татарстана… друзены на высшей точке Западной Европы… 4808 метров… робности при встрече…”. И тут же связь по сотовому оборвалась…
И вот он вновь в пресс-центре полпредства Татарстана. Сухощавый, невысокого роста.
Рассказывает, как все происходило.
– В общем, 11 июля я выполнил первый этап своего проекта и впервые поднял флаги России и Татарстана на вершину Монблана. Я взял с собой на Монблан также флаги стран антигитлеровской коалиции – Великобритании, Советского Союза, Соединенных Штатов и Франции – в честь предстоящего 60-летия Победы во Второй мировой войне. А также Андреевский стяг и флаги предприятий Российского центра атомного судостроения: Севмаша, “Звездочки” и “Арктики” – предприятий, родных и близких мне по моей профессии и месту работы. Так что поклажа была ощутимо весомой и создала определенные трудности.
Что из себя представляет Монблан? Он расположен в Альпах на юге Франции. Рядом еще несколько вершин, но наиболее популярен из них именно Монблан, который доминирует над Западной Европой. У подножия небольшой городок Шамони. Он известен как центр альпинизма и горнолыжного спорта. Желающие побывать на вершине знаменитой горы приезжают из всех стран мира.
– Это было ваше первое восхождение на Монблан?
– Два года назад мы попытались достичь вершины на пару с северодвинцем Валерием Фадеевым. Увы, оно не удалось из-за непогоды. В этом году я решил попытать счастья в одиночку.
Увы мне явно не везет с погодой, или она всегда здесь такая… Подъем я начал утром 8 июля по канатке из местечка Лезуш под Шамони при дожде. А несколько часов спустя, когда я поднимался к нижней гостинице, уже вовсю шел снег. Пришлось прервать восхождение. Эта “гостиница” представляет из себя хижину. Она достаточно удобна, рассчитана на несколько десятков человек с обслуживающим персоналом, имеет общую столовую.
Снег продолжался всю ночь и весь следующий день. Наконец просветлело, и 10 июля я продолжил путь вверх. Начиналась собственно альпинистская часть пути – крутой скальный взлет, в опасных местах навешены перила в виде толстого троса. Рюкзак оказался довольно тяжелым из-за пакета с флагами. Для того чтобы их можно было оперативно растягивать, по сторонам каждого флага, как флагштоки, я вставил пластиковые трубки. Пакет оказался солидного веса. Да еще он выступал за габариты рюкзака и мешал двигаться по скалам, постоянно цепляясь за них. Так как скалы после непогоды покрыты слоем снега, то пришлось надеть “кошки”.
Перещелкиваясь своими страховочными карабинами с одного троса на другой, после нескольких часов достиг верхней гостиницы на высоте около 3900 метров, которая буквально прилепилась к вершине скалы. Она была почти полностью заполнена, слышна речь на разных языках. Когда я развернул пакет с флагами, заинтересовались не только альпинисты, но и персонал. Пришлось рассказать о своих проектах. Выслушал одобрение от всех присутствующих и предложения поучаствовать в проекте. Договорился с группой англичан сделать снимки с флагами на вершине.
Все группы решили стартовать ночью с фонарями. Я вообще-то не люблю ночные восхождения, но по договоренности с англичанами решил идти вместе с ними. Однако буквально через несколько минут движения с ботинок слетели “кошки”, пришлось остаться для их ремонта. Через несколько часов в гостиницу начали возвращаться многие из вышедших ночью – мороз и сильный ветер заставили их повернуть с полпути. “Мои” англичане вернулись тоже. Я в раздумье – выходить или нет. Вот особенность одиночного восхождения: не с кем посоветоваться, приходится полагаться только на себя. Все-таки решил начать подъем. Погода, конечно, могла быть и лучше, но видимость нормальная, куда идти – тоже ясно, двигаться можно, рассудил я.
Набирая высоту, по следам вернувшихся осторожно поднимаюсь по снежному склону. Часа через два дошел до аварийной хижины. Она на высоте 4350 метров, без персонала, но с аварийным радиопередатчиком. После короткого отдыха продолжил подъем. Морозно, ветрено, но терпимо. Сзади замечаю группу людей.
Вот и вершинный гребень. По нему прошел еще несколько метров и в четыре часа дня по местному времени был у цели – на самой вершине Монблана. Ничего запоминающегося, снежный гребень, куда просто воткнуты два деревянных шеста. Дошли и шедшие за мной французы и испанцы. Все поздравили друг друга. К сожалению, вокруг была сплошная облачность. Попросил попутчиков взять флаги и заснял как есть.
Потом начался спуск. Сначала в аварийную хижину, где и пришлось переночевать. Ночью поднялась настоящая метель, она замела все следы. Утром к нам поднялась новая группа восходителей, а мы по их следам, но в плотном тумане, продолжили спуск в верхнюю гостиницу. Мои попутчики там и остались. Прощаясь с ними, я пригласил их к нам на следующий год отметить 60-летие Победы восхождением на Эльбрус.
– А еще какие у вас планы?
– Еще раз подняться на капризный Монблан! Снова с флагом Татарстана, гербами республики и Казани, “поймать” погожий день, сфотографироваться с этими регалиями на вершине горы, посвятив восхождение 1000-летию Казани.