Нынешняя, пятая по счету международная выставка “Авиакосмические технологии. Современные материалы и оборудование. Казань-2010” – “АКТО-2010”, развернувшаяся на территории ВЦ “Казанская ярмарка”, весьма необычна хотя бы тем, что проходит под знаком внушительных юбилейных дат в истории нашей страны. Это 100-летие российской авиации, 50-летие первого полета человека в космос, 85-летие отечественной системы стандартизации и 70-летие Казанского вертолетного завода. О чем напомнил Президент Рустам Минниханов во вторник во время церемонии официального открытия масштабной экспозиции, где презентовали свою продукцию более ста предприятий не только из 24 регионов России, но и из Украины, Австрии и Германии.
Наши приоритеты
Обращаясь с приветственным словом к гостям и участникам выставки, организаторами которой являются Кабинет Министров совместно с Министерством промышленности и торговли РТ, глава республики констатировал, что в последние десятилетия авиационной сфере в нашей стране уделялось мало внимания, поэтому, к сожалению, многое было упущено. Но, по его словам, Татарстан был и остается регионом, где самолетостроение, вертолетостроение, приборостроение, компрессоростроение – одни из приоритетов в экономике. “Авиационная тема всегда была актуальна для нашей республики, мы и далее будем прилагать все усилия для развития данной отрасли, привлекая к этому наш научный, образовательный, интеллектуальный потенциал”, – подчеркнул Рустам Минниханов.
В свою очередь президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров назвал Казань российским центром авиастроения. По его словам, здесь имеются соответствующие заводы, развито производство авиакомпонентов, существует серьезная научно-образовательная школа. “Сейчас авиастроение переживает непростой период. В отрасли происходит техническая революция, идет процесс модернизации, внедрения новых технологий. Надеюсь, эта выставка и проводимая в ее рамках научно-практическая конференция “Современные технологии и материалы – ключевое звено в возрождении отечественного авиастроения” помогут нам дать ответ на вопрос – как будет жить дальше российский авиапром”, – сказал глава ОАК.
Наши новинки
Среди почетных гостей “АКТО-2010” – генеральный директор корпорации “ОПК “Оборонпром” Андрей Реус, генеральный директор ОАО “Вертолеты России” Андрей Шибитов, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Магомед Толбоев, Герой России, летчик-испытатель Венер Мухаметгареев. После того как Президент Рустам Минниханов, Премьер-министр Ильдар Халиков, Алексей Федоров и Андрей Реус традиционно перерезали красную ленточку, что символизировало открытие выставки, все отправились на осмотр экспозиций. А посмотреть было на что.
К примеру, яркий красно-желтый пассажирский вертолет Ми-172, приземлившийся прямо у павильона “Казанской ярмарки”, не оставил равнодушными ни руководителей республики, ни гостей. Красавец аппарат производства КВЗ сейчас принадлежит компании “Роснефть”. Рядом с крупной машиной трогательно выглядел маленький сельскохозяйственный самолетик “Фермер” (из разряда малой авиации), изготовленный казанской фирмой “МВЕН”.
Неподдельный интерес у всех вызвал выполненный специалистами Казанского авиационного производственного объединения в натуральную величину макет ближнемагистрального лайнера Ту-334. Рустам Минниханов, министр промышленности и торговли Равиль Зарипов вместе с другими VIP-персонами зашли в кабину экипажа, сделанную на основе современных эргономичных дизайнерских решений и начиненную всамделишной новейшей авионикой. Затем прошлись по пассажирскому салону, оснащенному удобными креслами, изготовленными одной из подмосковных фирм. А также заглянули в VIP-отсек – с шикарной мягкой и столовой мебелью, всевозможным оборудованием. Все это обустройство – заслуга казанской компании “Тулпар интерьер групп”.
Кроме того, гости выставки ознакомились с новинками предприятий, входящих в состав корпораций “Ростехнология”, ОАК, “Оборонпром”, концерна “Авиаприборостроение”, холдинга “Композит” и других компаний. Надолго задержались возле стенда “Казанькомпрессормаша”. На “АКТО-2010” представлено немало инновационных технологий в области авиастроения и космической индустрии.
Наши перспективы
В этот же день в выставочном центре были заключены два важных соглашения: между Правительством РТ и Объединенной авиастроительной корпорацией – по вопросам комплексного развития Казанского авиационного производственного объединения имени Горбунова – и между Правительством РТ, Объединенной авиастроительной корпорацией и ЗАО “Аэрокомпозит” – по поводу организации производства изделий из композиционных конструкций на территории КАПО.
На пресс-конференции министр промышленности и торговли Равиль Зарипов суть первого документа раскрыл следующим образом. До конца текущего года должна быть определена программа дальнейшей деятельности КАПО. Суть вопроса – какие самолеты (специального и гражданского назначения) и в каком количестве завод станет выпускать в перспективе. Пока известно, что это будут летательные аппараты класса “Ту” разных модификаций. Сейчас на стадии завершения – испытательные полеты ближнемагистрального самолета Ту-334. После их окончания предполагается мощности КАПО скооперировать с Ульяновским авиастроительным заводом, чтобы совместными усилиями увеличить объемы производства “Туполевых”. Цели таковы: начиная с 2015 года казанское авиапредприятие должно выйти на ежегодный объем производства в 15 млрд. рублей.
Вторым соглашением, как информировал президент компании “Аэрокомпозит” Анатолий Гайданский, определено, что на площадях Казанского авиационного производственного объединения имени Горбунова будет построен современнейший завод по изготовлению композитных конструкций – элементов механизации крыла, обтекателей и других – для перспективных воздушных судов в области гражданской авиации. К примеру, для ближнемагистральных лайнеров “Сухой Суперджет-100” (SSJ-100) и МС-21 (расшифровывается как магистральный самолет XXI века). Ежегодно в Казани предполагается выпускать механизацию для 60 самолетов SSJ-100 и для такого же количества МС-21.
Эти комплектующие будут поставляться на сборочно-агрегатный завод – ульяновскую “дочку” “Аэрокомпозита”, где начнут осуществлять сборку крыла и откуда готовая продукция будет отгружаться конкретным заказчикам. Уже в сентябре-октябре этого года планируется зарегистрировать совместное предприятие, учредителями которого выступят ОАК, холдинг “Сухой”, группа компаний “Прогресстех”, австрийская корпорация “Fischer Composite”. Контрольный пакет акций нового СП будет принадлежать акционерному обществу “Аэрокомпозит”. А запустить завод в эксплуатацию предполагается в конце 2012 – начале 2013 года.
На сегодня в российской гражданской авиации использование композитных материалов ограничивается десятью-пятнадцатью процентами. В то время как конструкции воздушных судов нового поколения “Боингов” и “Аэрбасов” на 50 и более процентов состоят из композитов. Поэтому создание у нас производства таких материалов – очень важное и перспективное дело. По словам Анатолия Гайданского, объем инвестиций в казанский проект составит от 80 до 100 млн. долларов. Вложатся в него как сам “Аэрокомпозит”, так и его отечественные и иностранные партнеры. На проектную мощность СП должно выйти в 2016-2017 годах.
Сегодня и завтра работа выставки и научно-практической конференции продолжится. В их рамках проводятся “круглые столы” по таким серьезным темам, как “Стратегия технического перевооружения авиакосмического комплекса России”, “Основные подходы к решению кадровых проблем в авиационной отрасли” и другие. К тому же сегодня на “Казанской ярмарке” состоится торжественное мероприятие, посвященное 70-летию Казанского авиационного завода.