Работа над федеральным законом о льготных выплатах вышла на финишную прямую. В воскресенье его одобрил Совет Федерации, и теперь для вступления в силу закону не хватает только подписи Президента.
Можно не сомневаться, что подпись эта появится. При нынешних обстоятельствах Правительство и шагу ступить не может без президентской санкции. Стало быть, закон этот исходит от В.Путина, и с неотвратимостью смены дня и ночи ему суждено быть. В соответствии с Конституцией этот документ в течение пяти дней будет направлен Президенту для подписания и обнародования. Он вносит изменения в 155 федеральных законов и отменяет действие 41 закона, а также приводит федеральное законодательство в соответствие с законом о разграничении полномочий и бюджетных обязательств всех уровней власти.
Хорошо это или плохо для страны и населяющих ее граждан, станет понятно только через год или два, когда граждане ощутят на себе действие закона в полной мере. Пока же отношение к нему носит, скорее, не юридический, а психо-эмоциональный характер. Кто сохранил доверие к Президенту и Правительству, тот надеется, что, по крайней мере, жизнь не станет хуже. Тот же, кто разочаровался во власти, ожидает от нее очередных неприятностей.
С уверенностью можно заключить, что закон оздоровит положение в тех отраслях, которые оказывали бесплатные услуги льготникам и не получали за это достаточной компенсации из бюджета. В эти отрасли теперь потекут “живые” деньги. Зато пострадают региональные бюджеты. Им достались самые многочисленные категории льготников – ветераны труда, труженики тыла и жертвы политических репрессий. Регионам, правда, обещаны субвенции из федерального бюджета, но ясно, что достанутся они только депрессивным субъектам Федерации, которые и до этого кормились из бюджета страны.
А регионов-доноров у нас не так уж и много – не более десятка. Да и они сводят доходы с расходами с большим напряжением, за исключением Москвы, куда стекаются деньги со всей страны. Не случайно Юрий Лужков оказался единственным из региональных руководителей, который пообещал сохранить в неприкосновенности все существующие льготы сразу после того, как ветеранские организации пригрозили ему бойкотом мероприятий, связанных с 60-летием Победы. Остальной губернаторский корпус глухо ворчит, а несколько дальневосточных губернаторов даже пытались протестовать вслух, но протест этот не был услышан. Централизация в стране достигла такого уровня, когда федеральная власть уже может себе позволить не замечать недовольство властей региональных.
А недовольство это понять можно. Закон о льготных выплатах вводится в действие параллельно с законом о разграничении полномочий и бюджетных обязательств всех уровней власти. Как заработает новый бюджетный закон, пока не очень ясно. Даст ли он регионам достаточно средств для выполнения возложенных на них обязательств по льготным выплатам, также не известно. Но в любом случае на притирку федерального и региональных бюджетов потребуется какое-то время. Требуется оно и на отработку механизмов льготных выплат. Все эти переходные процессы чреваты задержками выплат и, как следствие, дискредитацией здравой, в общем-то, идеи замены льг от деньгами.
Недовольные законом о льготных выплатах есть уже сейчас, но, как только льготы будут сняты, а выплаты по тем или иным причинам еще не начнутся, недовольство это может проявиться более явно. И направлено оно будет именно против региональных властей, поскольку деньги на выплаты федеральным категориям льготников уже зарезервированы, а на выплаты региональным категориям их еще надо выпрашивать в центре и фундаментально перекраивать местные бюджеты.
Впрочем, обиженные новым законом появятся в любом случае. Ведь, в конечном итоге, он производит перераспределение доходов от тех, кто сегодня пользуется льготами, а это, главным образом, жители крупных городов, к тем, для кого льготы недоступны, то есть к жителям глубинки. Вторых в стране намного меньше, чем первых, – следовательно, и людей, ущемленных новым законом, окажется больше, чем довольных.
Здесь уместно вспомнить, что льготы вводились не от хорошей жизни, а из-за скудности бюджета, не позволявшей выплачивать людям достойные пенсии и зарплаты. Но стали ли бюджетники и пенсионеры намного богаче за последние десять лет? Вопрос риторический. Ликвидация льгот сделает их еще беднее. Как это согласуется с задачей сокращения бедности в стране, поставленной Президентом перед Правительством, не очень понятно.