Новостройки как вехи судьбы

Мы годы мерили делами.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Мы годы мерили делами.
Объект закончил – жизнь прожил.
А новый начат – молодели сами…


Эти поэтические строки, как, впрочем, и остальные, которые вам встретятся в этом материале, написаны участником Великой Отечественной войны, инженером-гидротехником Владимиром Альфишем.


Владимир АльфишЧетырнадцать лет, самые напряженные в истории крупнейшей строительной организации страны, Владимир Александрович работал здесь главным инженером. Личность уникальнейшая. О нем в Набережных Челнах до сих пор ходят легенды. Орден Отечественной войны, два ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, а еще премия Совета Министров СССР за разработку проекта Саратовской ГЭС. И этот человек всегда именовал себя “маленьким винтиком в большом механизме стройки”! Но потрясающий воображение размах этой стройки дал стране столь же поразительную плеяду людей, руководителей такого масштаба, каждый из которых уже давно стал вехой в истории строительства не только республики, но и всей страны.


– Если сегодня мы говорим о “КамГЭСэнергострое”, то в первую очередь должны говорить о людях, об интеллектуальном потенциале нашего предприятия, – замечает генеральный директор ОАО “КамГЭСэнергострой” Александр Евдокимов (на снимке), вступивший в эту должность в марте нынешнего года. – Лично я просто не представляю свою судьбу без “КамГЭСа”. Тридцать два года назад пришел сюда молодым специалистом, после окончания КИСИ получив распределение в Челны, и считаю, что мне повезло невероятно, что прошел такую школу. Ведь кто был у этих истоков – Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин, Петр Непорожний, возглавлявший Минэнерго. Каждый из них провел немало времени на камгэсовских строительных площадках. А первые руководители нашего предприятия, назначенные на эту должность Непорожним? Здесь случайных людей просто быть не могло. За каждым – огромные, серьезные стройки. Только прошедшие горнило ответственных и масштабных дел могли взяться за строительство промышленного автограда на Каме.


Что говорят факты. К 1973 году физические объемы работ на сооружении автогиганта на Каме достигли фантастических размеров – было уложено один миллион 125 тысяч кубометров монолитного бетона и железобетона, смонтировано 600 тысяч тонн сборного, переработано более тридцати миллионов кубов земли, произведено 170 тысяч квадратных метров кирпичной кладки, 693 тысячи квадратных метров полов, 779 тысяч квадратных метров кровли. Силами объединения за короткие сроки построены в Набережных Челнах птицефабрика, мясокомбинат, хлебозавод, тепличные хозяйства. В день осваивали 1,5 миллиона рублей.


– Для меня “КамГЭС” – как живое существо, – говорит Александр Евдокимов. – Со своим сложившимся характером. И основы этого характера закладывали его руководители. В первую очередь это – порядочность. Иначе и быть не могло. Ведь каждый, кто ехал сюда, вез с собой команду единомышленников и нес за каждого персональную ответственность. И относились друг к другу с искренним уважением. Помню, что нам, молодым и задорным, не давали ссориться. Если и возникал спор, то заканчивался он всегда по-товарищески.


Я уже говорил, что каждый, кто стоял в свое время во главе стройки, был незаурядной личностью. Вспомним Игоря Вячеславовича Ильича. Именно он был одним из инициаторов создания в Нижнем Прикамье единой строительной организации с базой стройиндустрии, которая со временем и выросла в мощное производственное объединение “КамГЭСэнергострой”. Под его непосредственным руководством шло строительство крупнейшей в европейской части Союза Заинской ГРЭС, завода ячеистых бетонов в Челнах, Нижнекамской ТЭЦ. А Аркадий Владимирович Эгенбург? Как-то в своей автобиографии он написал кратко: “Всю жизнь отдал строительству и развитию Родины” – от “дороги жизни” в осажденном Ленинграде и восстановления железных дорог в ходе войны до строительства Волго-Дона, Волго-Балта, Куйбышевской ГРЭС, заводов Тольятти. А последние двадцать четыре года моей трудовой деятельности были связаны непосредственно с Набережными Челнами…” Эгенбурга и Ильича без всяких сомнений можно назвать основоположниками “КамГЭСа”.


Добрую память оставил о себе и Герой Социалистического Труда Николай Максимович Иванцов, который одновременно являлся и заместителем министра энергетики и электрификации страны. При нем и началось строительство пригородной сельскохозяйственной зоны для обеспечения продуктами растущего города.


Трудно не вспомнить Владислава Александровича Фоменко – основателя и первого руководителя “Автозаводстроя”, самого крупного подразделения “КамГЭС”, с которого и началось строительство КамАЗа. Несколько лет он стоял во главе “КамГЭСа”. Это был не только грамотнейший инженер, но и поразительно яркая личность. Прямой, честный, бескомпромиссный. Его доверием дорожили многие, в том числе и Батенчук.


А вот о Евгении Никаноровиче и вовсе разговор особый. Сегодня в Набережных Челнах есть площадь, названная его именем, улица. Есть и памятник Герою Социалистического Труда, орденоносцу, знатному строителю, почетному гражданину автограда. В.Альфиш в свое время писал: “И кажется, что вечен жизни круг, пока непотопляем Батенчук…” Он и был непотопляемым, потому что за ним была беззаветная любовь тех, с кем он работал. Его иначе, как Батей, и не называли. Не за возраст, хотя он приехал в Челны в семьдесят первом уже немолодым человеком. За его плечами были Краснополянская ГЭС в Краснодарском крае, Иркутская ГЭС, строительство Якутского алмазодобывающего комплекса и Вилюйской ГЭС, городов Мирный, Ленск, Чернышевский, Айхал, Удачный. Рядом с Евгением Никаноровичем любой чувствовал себя увереннее, для каждого у него находилось теплое слово. Более доступного руководителя мне встречать не приходилось. Как заметил наш Президент Минтимер Шаймиев, “Батенчук стал легендой стройки, потому что и сам был явлением эпохи, ее ярчайшим отражением…”


Из рук в руки передал Евгений Никанорович руководство стройкой Виктору Николаевичу Ельцову, который лишь в декабре прошлого года ушел с этого поста, будучи избранным депутатом Государственной Думы. Вот кому пришлось крайне нелегко. На долю Ельцова выпал конец восьмидесятых годов и девяностые, когда под угрозой оказалось само существование организации. “КамГЭС” потерял своего главного заказчика – Минэнерго. Развалилось и Министерство автомобильной промышленности. Да еще и этот пожар на КамАЗе… И вот тут строители еще раз убедились в дальновидности Батенчука, который оставил после себя Ельцова. Все эти годы тот боролся с государственными чиновниками за государственное же имущество. Если аналогичные предприятия, тот же “Татэнергострой” в Нижнекамске, развалились на куски, а потом, обанкротившись, ушли в иные руки, то “КамГЭСэнергострой” смог сохранить производственную мощь, значимость и, что крайне важно, добрую репутацию в масштабах страны.


Дожевывали на улицах лебеду козы,
Пробивающуюся из-под крыльца.
Камский городишко без всякой позы
Ждал своего творца…


На гигантскую стройку в Набережные Челны ехали со всех концов Союза. Ехали самые смелые, самые энергичные. Маленький, в два десятка тысяч жителей, городок встрепенулся. В Челнах той поры – деревянные дома с печным отоплением, даже исполком и горком партии отапливались дровами. Город моментально опоясали временные поселки, в которых расселились около сорока тысяч человек. Тот самый первый поселок строителей назвали Солнечным, и он просуществовал десять лет. А “КамГЭСэнергострой” в это время потрясающими воображение темпами наращивал строительные обороты.


Что говорят факты. В 1964 году в Челнах насчитывалось 27 тысяч жителей, в 1970-м – уже 55 тысяч, а 28 мая 1988 года родился пятисоттысячный челнинец. Невиданными темпами строились производственные корпуса. Их общая площадь превысила два миллиона квадратных метров.


– Если еще в 1964 году в коллективе только созданного “КамГЭСа” насчитывалось всего 2700 работников, то уже через десять лет это был уже стотысячный коллектив, осваивающий за год по 540 миллионов рублей, – рассказывает Александр Евдокимов.- Заинская ГРЭС, Нижнекамский гидроузел, а затем Камский автомобильный завод – это все наша биография, которой можно гордиться. Ведь масштабы, темпы и сроки строительства автогиганта не имеют себе равных в практике отечественного и даже зарубежного капитального строительства. Рядом со строителями трудились и камазовцы, которые были прикомандированы в наши подразделения. При возведении города мы использовали самые современные на ту пору разработки градостроителей. Монтаж изделий крупнопанельного домостроения велся прямо с колес, по часовому графику.


Надо было видеть Каму в те годы: по реке одна за одной шли баржи с деталями домов, ведь у нас тогда еще не было своей базы стройиндустрии. Чуть позже ее построили. Завод ячеистых бетонов выпускал детали пятиэтажных домов, а завод крупнопанельного домостроения – девятиэтажных. Кстати, за разработку и внедрение серии домов БНЧ коллектив Челнинского домостроительного комбината был награжден премией Совета Министров СССР.


Надо заметить, что наряду со строительством города, промышленных и энергетических объектов “КамГЭСэнергострой” немало потрудился и над развитием уникальной пригородной сельскохозяйственной зоны. Именно тогда появились на свет в Тукаевском районе жилые поселки городского типа со всеми удобствами.


Рос город. Рос и КамАЗ, поражая бурными темпами строительства весь мир. Поражаться было чему: комплекс по производству 150 тысяч большегрузов в год размещен на площади более 6,5 тысячи гектаров. С вводом в строй двух очередей КамАЗа суммарная грузоподъемность ежегодно выпускаемых в нашей стране автомобилей возросла в полтора раза, что кардинально поправило транспортную проблему в стране.


Первый генеральный директор КамАЗа, Герой Социалистического Труда, одновременно занимавший должность заместителя министра автомобильной промышленности страны, Лев Васильев, недавно приславший свое поздравление коллегам-строителям с сорокалетием “КамГЭСа”, особо подчеркнул, что “КамГЭСэнергострой” – это мощнейшая организация, где работало почти сто тридцать тысяч человек, и все, что они делали, делали солидно и качественно”.


– У нас были сложнейшие периоды, – говорит Александр Евдокимов.- Но все сорок лет “КамГЭС” работал с серьезными заказчиками. Нас связывает многолетнее и плодотворное сотрудничество с такими компаниями, как КамАЗ, Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат, “ТАИФ”, “Татэнерго” и “Татнефть”.


Мы уверенно смотрим в будущее. Только за прошлый год программа строительно-монтажных работ по “КамГЭСэнергострою” оценена в 1 миллиард 427 миллионов рублей. Из этого объема большую часть составила доля строительства объектов на территории республики, среди которых хотелось бы отметить школу в Новошешминске и уникальный завод синтетических масел, построенный по титулу “Татнефти”. Одними из первых подключились камские строители и к президентской программе ликвидации ветхого жилья. Наше предприятие намерено продолжить энергичную политику продвижения на российский рынок, и в этом плане нельзя не сказать о наших давних партнерах в Удмуртии и Башкирии. В августе 2001 года заключили договор на строительство здания ГЭС Юмагузинского гидроузла на реке Белой. За короткий срок оно было построено. И буквально на днях пришла приятная новость – первый агрегат здесь поставлен на холостые обороты, скоро наступит очередь оставшихся двух. Хотелось бы отметить, что в Башкортостане создано представительство “КамГЭСэнергостроя”, стратегической задачей которого является участие в строительстве Башкирской атомной электростанции. Подписан протокол, который подтвердил, что возведение основных сооружений будет отдано на генподряд нам.


Сейчас мы проходим серьезнейшую процедуру аккредитации в Росэнергоатоме. Эту работу знаем и, главное, готовы к ней. Как, впрочем, готовы и к любой другой работе.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще