Они такие разные.
Степенный и вдумчивый Ульфат Харисович Мутигуллин, улыбчивый и открытый Хайдар Ганеевич Валеев, обстоятельный и неторопливый Зуфар Фахрутдинович Ногманов, остроглазый и интеллигентный Валентин Васильевич Севастьянов.
Разные характеры, разная жизнь, вот только судьба у них одна. И судьба эта – нефть. Те яркие дни и незабываемые годы, полные тяжелейшего труда и каждодневного подвига, о которых сейчас вспоминают, говоря об истории нефтегазодобывающих управлений как о далеком, канувшем в Лету времени, для них – страничка их жизни, в которой ну никак не разделить, где собственные радости, а где успехи коллектива, где личные беды, а где проблемы предприятия.
Они, нынешние ветераны, и жили иначе, и жизнь мерили иными мерками. Сегодня старые нефтяники собрались, чтобы просто поговорить, вспомнить, как сорок пять лет назад начинался отсчет первым тоннам “черного золота” в нефтегазодобывающем управлении “Джалильнефть”, ставшем для каждого из них вторым домом.
– Как это второй дом? Самый что ни на есть первый и главный, – говорит, сцепив натруженные пальцы рук, слегка дрожащие от волнения, Валентин Васильевич Севастьянов.- Вся жизнь проходила на работе. Вы представьте, что, будучи бурильщиком, я пожил со своей семьей в двадцати двух деревнях нашей республики. Вот и рассуди тут, где дом, а где работа.
Наша справка. В.В. Севастьянов – кавалер орденов Трудового Красного Знамени, “Знак Почета”, награжден многими медалями за свой труд. Скоро отметит семьдесят восьмой день рождения.
Пятнадцатилетний мальчишка из шугуровской деревни Назаровки пришел работать в трест “Татнефтегазразведка”. Взяли его … конюхом. Лошади в сороковых годах были самым надежным средством передвижения. Рано повзрослевший паренек заменил в семье отца, ушедшего на фронт. Работал отчаянно. Потому заметили, дали выучиться на тракториста. А потом уже началась для него настоящая нефтяная жизнь. Работал оператором подземного ремонта скважин, мастером. О Севастьянове говорят, что это самый что ни на есть “нефтяной аристократ”, ходячая энциклопедия грунтов юго-востока. Он из тех, в ком тяга к знаниям не прерывалась даже в самые трудные, полные забот дни.
– Вот мы сегодня вспоминаем, как все начиналось, – говорит Валентин Васильевич.- А я ведь как раз в 1959 году и пришел в “Джалильнефть”. Вернее будет сказать – во вновь созданное управление, которое тогда называлось НПУ “Алькеевнефть”. Оно было создано для того, чтобы разработать площади, расположенные в секторе от центра до северного контура нефтеносности Ромашкинского месторождения. Управление изначально стало самым крупным подразделением объединения. И фонд скважин был тут самый большой, и нефти тогда добывали больше всех.
Тогда начальником НПУ был знаменитый в среде нефтяников Владимир Юрьевич Филановский-Зенков, который был, между прочим, первым главным инженером “Главтюменнефтегаза”. Филановский-Зенков заслуженно слыл весьма остроумным человеком. “Здешние нефтяные бутерброды, – горько шутил он, когда на тюменских нефтепромыслах случались неприятности, – непременно падают маслом вниз. А вот в Татарии они почему-то шлепались маслом вверх…”
Уже потом для того, чтобы было легче работать, НПУ разделили на два управления – “Джалильнефть” и “Сулеевнефть”. И если первое разрабатывало отдаленные площади, то второе – те, что были расположены ближе к центру Ромашкина. И объединили эти управления уже в 1997 году. Шаг этот был необходим. Ведь к тому времени основную часть разведанных запасов извлекли, начался спад объемов добычи нефти.
– А вот у меня и получилось, что перевелся в шестидесятом году из Альметьевска в “Джалильнефть”. Нас было шестнадцать водителей и одиннадцать трактористов, которые затем и составили костяк транспортных колонн. Так и ушел отсюда на пенсию. Повезло, названий не менял, – смеется Хайдар Ганеевич Валеев. – Если вернуться в те годы, то ведь понятно, что такой раздел был крайне необходим. Объемы работ огромные. Это же знаменитое теперь Ромашкинское месторождение! Нефть тогда фонтанами била. Нужно было обустроить все рабочие площади. Наша нефть никогда не была легкой. Да, было ее много. Но ведь какое в ней содержание парафина! Его с труб вручную скребками счищали, пока процесс не был механизирован. Сам я к тому времени уже стал работать машинистом паровой передвижной депарафинизационной установки, мы ее коротко ППУ называли.
Наша справка. Х. Г. Валеев – кавалер ордена Октябрьской Революции, награжден знаком “За работу без аварий” I степени, медалями и знаками победителя социалистического соревнования. В декабре отметит свое 77-летие.
– Поразительное время было. Сами подумайте, ведь все мы пришли сюда деревенскими пацанами, большей частью просто малограмотными. Насос включат, так все от страха головы в плечи втягивали, – улыбается Хайдар Ганеевич.- И вот эти неграмотные люди умудрились не только освоить сложную технику, но и двинуть вперед нефтяную отрасль. Мало ведь придумать новинку, надо и внедрить ее в повседневную практику. Вроде только-только знали кирку да лопату, а уже в пятьдесят девятом у нас радиофицировали диспетчерские участки. Через год появился цех контрольно-измерительных приборов. А сколько других новинок было внедрено именно в нашем управлении!
– Да, время было тяжелое, но зато на наших глазах поднималась промышленность республики. Нефть ведь не только нас на ноги поставила, она города подняла, – включается в разговор Ульфат Харисович Мутигуллин. – Вот мы с вами сейчас в Джалиле встретились, а ведь еще в шестидесятом году здесь был сплошной лес. Я-то на работу так всю жизнь из своей родной деревни Шарлама и проездил, благо рядом она. Но как рабочий поселок строили, помню хорошо. Когда площадку выбирали для строительства будущей нефтяной столицы (поначалу думали, что здесь она будет, это потом планы изменились и стали обустраивать Альметьевск), так тогда сразу решили, что строить будут без бараков и времянок. Чтобы сразу появился на свет город, где будет удобно и красиво жить. И уже через четыре года заселили первые дома на улице Ленина, а потом и клуб возвели. В последние годы Джалиль просто не узнать, так вырос и похорошел. Вы мне скажите, в каком еще поселке есть свой Ледовый дворец, такой спортивно-оздоровительный комплекс, Дом техники с кинозалом? В прошлом году на открытие новой гимназии и поликлиники сам Президент республики приезжал. Такое высокое внимание к нашему маленькому поселку, как мне кажется, – это оценка и нашего труда.
Наша справка. У.Х. Мутигуллин награжден орденом “Трудовой славы” III степени, медалью “За доблестный труд”, не раз становился победителем соревнования. Почетный нефтяник НГДУ “Сулеевнефть”. Сразу после службы в армии отучился в школе буровых мастеров. На заслуженный отдых ушел из цеха комплексной подготовки и перекачки нефти. Скоро отметит семьдесят третий день рождения.
– А какие руководители были у нас! Каждому можно памятник ставить, – обращается к своим друзьям-коллегам Ульфат Харисович. – И о каждом книгу писать можно. Филановского-Зенкова мы уже вспомнили тут. А легендарный Галимзян Маннапович Ахмадиев, который пришел сразу после него начальником НПУ? Он ведь у нас до семьдесят второго года проработал. Умнейший человек, образованнейший. Как английский язык знал! А ведь ходил, как и мы, в простых сапогах, телогрейке. Если приезжал к нам во время обеда, так с нами и садился. Общался запросто. Всех по именам знал, все наши проблемы у него на заметке были.
– Конечно, тогда условия были – ни в какое сравнение с тем, что сейчас имеется. Ведь первоначально все управление “Алькеевнефть” размещалось в трех бараках в поселке Ново-Сулеево. И наш автотранспортный цех там же находился. Машин-то было всего пять да еще несколько тракторов. А ведь уже к концу 1959 года были достигнуты поразительные результаты. За считанные месяцы дали больше четырех с четвертью миллионов тонн нефти! И если говорить о тех временах, то не в обиду нынешней молодежи скажу: голодно было, холодно, но на каком энтузиазме работали! Только настоящие патриоты своей родины могли и лишения тех лет достойно переносить, и всему миру показать, как мы умеем работать. Я вот знаю, что в “Татнефти” уже одиннадцать лет подряд проводят соревнование на лучшее подразделение. И наша “Джалильнефть” уже девять лет подряд первое место занимает. Уверен, что и в этом году будем первыми.
– Если уж говорить о “Джалильнефти”, так нужно сказать, что именно тут и была настоящая кузница кадров,- добавляет Зуфар Фахрутдинович Ногманов. – Сколько знаменитых нефтяников вышло отсюда! Самым первым среди татарстанских нефтяников Героем Социалистического Труда стал наш человек – мастер Курбан Валиев. На базе его участка потом была организована школа передового опыта. А Шафагат Фахразович Тахаутдинов, Наиль Зиганшинович Муртазин? Можно долго перечислять известные имена. Замечательно то, что традиции, которые были заложены еще во времена Ахмадиева, не забываются. Если говорить о нынешнем генеральном директоре “Татнефти” Тахаутдинове, то я помню, что он возглавил “Джалильнефть”, будучи совсем молодым. И время ему досталось очень тяжелое, но ведь не просто справился, как профессионал, но и руководителем оказался зрелым и дальновидным.
Сейчас во главе управления стоит Миргазиян Закиевич Тазиев. И наши ветераны говорят, что это достойный человек, который привнес в жизнь НГДУ много хорошего. Сегодня не только внедряются новые технологии и методы работы, но и меняются взаимоотношения внутри коллектива. И особенно в том, что касается наших стариков. Ветеранов нефтедобычи не только приглашают участвовать в праздничных, иных мероприятиях, но и специально для них организуют встречи на рабочих местах, экскурсии на промыслы и в цеха. Это исключительно важный момент. Ведь такое общение не только дает понять старикам, что они нужны предприятию и сейчас, что они уважаемы за свой тяжелый труд первопроходцев, но и учит молодежь, воспитывает ее в почтении к старшему поколению.
Наша справка. З.Ф.Ногманов родился в 1946 году в сармановской деревне Кузяково. Отличник нефтяной промышленности РТ, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ. Награжден Почетной грамотой Республики Татарстан.
– А ведь у нас есть интереснейшие люди, – говорит Зуфар Фахрутдинович.- Тот же Севастьянов. Это же человек-легенда! Знаете, ведь именно Валентин Васильевич – первооткрыватель Елховского месторождения. И именно он начинал бурение и на легендарном Ромашкинском месторождении.
Эти дни крепко запомнились и самому Севастьянову.
– Нас было несколько бурильщиков, работавших рука об руку все те дни, – рассказывает Валентин Васильевич.- Я их часто вспоминаю. Сальман Шаймухамедов, Юсуп Халилов, братья Эскины – Сергей и Евгений. Давно уж след их потерял. Может, откликнутся, прочитав в газете об этом разговоре?.. А время славное было. Меня часто спрашивают: что больше всего запомнилось за годы, отданные нефти? Многое помнится. И тяжелые были дни, когда казалось, что вот упаду сейчас на кровать и не встану больше. И радостные, когда твой труд замечали и отмечали достойно. Но самое главное – мы были первыми. И потому несли ответственность за то, как сложится судьба каждого, кто причастен к нефти. И ответственность эту чувствуем до сих пор. Потому что – первые.