Поначалу я приняла его за одного из организаторов торжества, любезно встречающего гостей. Он был такой нарядный, с молодо сияющими глазами, излучающий искреннюю приветливость. Внешне бодрячок явно не походил на 90-летнего аксакала.
Но именно он оказался юбиляром Мингазом Ибрагимовичем Тимировым (на снимке). И не успела я восхититься его импозантным видом, как виновника торжества сжал в крепких дружеских объятиях первый гость – седовласый ветеран с букетом цветов, Василий Федорович Картышев. Правда, его Мингаз Ибрагимович лишь снисходительно похлопал по плечу: мальчишка, дескать, всего 79, до меня еще расти и расти.
В минувший четверг, 29 июля, бывший боевой летчик, участник Великой Отечественной войны, награжденный многими орденами и медалями (на орденской планке их 27), житель Казани Мингаз Тимиров отмечал в кафе “Юрюзань” с друзьями, родными и коллегами по работе свой 90-летний юбилей. Да, представьте, он еще и работает – заместителем председателя республиканского комитета ветеранов войны и военной службы, вот уже почти сорок лет Тимиров активно участвует в ветеранском движении Казани и республики. Причем, как признался генерал-майор Ахат Гайнуллович Юлашев, друг и коллега по работе, за Тимировым не угнаться, он всегда смотрит вперед и делает все быстрее других. Его сил, энергии и оптимизма хватит на всех с лихвой – настоящий батыр, хоть и не очень высок ростом.
Гости принесли кучу цветов и подарков, поздравить ветерана пришел Герой Советского Союза Борис Кириллович Кузнецов. Заместитель министра социальной защиты республики Валентин Паймухин огласил приветствие юбиляру от имени Кабмина РТ, подписанное вице-премьером Зилей Валеевой, еще один приветственный адрес юбиляру прислала министр соцзащиты республики Клавдия Новикова. Наверняка уже висит на самом почетном месте в доме Тимирова подарок Президента Минтимера Шаймиева – красочная картина с дарственной надписью.
– Такие даты редко отмечают солдаты, – с легкой грустью подметил присутствовавший на торжестве полковник Анатолий Концевой. – Мало кому из нас, боевых офицеров времен Великой Отечественной войны, удается дожить до столь почтенного возраста. И тем радостнее сознавать, что кое-кому из нас это по плечу.
Позже, когда отзвенели бокалы и прозвучали многочисленные тосты, по рукам пошли старые фотографии. На них Мингаз Ибрагимович в летной форме, молодой и красивый. А вот пожилая женщина, которую так горячо обнимает наш герой. Кто она – мать, старшая сестра?
…Вот уже третий день раненный в голову и ногу, с трудом опираясь на палки, капитан Тимиров бродил по болотам. Его сбили фашисты, когда он летел на задание, над территорией Украины. Он почти ничего не ел, обессилел, но чувствовал, что если остановится, приляжет где-нибудь под кустиком, то уже не сможет встать. И потому он шел, карабкался, полз – только вперед…
Наверное, Мингаз потерял сознание, потому что лицо этой женщины возникло перед его глазами так неожиданно, что показалось наваждением. Лицо было доброе, в глазах стояли слезы. Вот женщина протянула летчику руку, сказала тихим приятным голосом на певучем языке: “Вставай, сынку. Пидэмо до хаты, я тэбэ сховаю, бо нимци у нас в сэли.”
И она потащила на себе раненого летчика. Это была украинская крестьянка, солдатка Хима Григорьевна Маргулис. Сначала она спрятала Мингаза в погребе, потом обустроила ему жилище на чердаке, украдкой носила ему еду, лечила травами. А в это время в хате жили три фашиста и ни о чем не подозревали… Уж не история ли нашего летчика Мингаза Тимирова послужила фабулой известному художественному фильму “Возврата нет” с Нонной Мордюковой в главной роли? Впрочем, наверняка в годы войны было немало мужественных и бесстрашных женщин, ценой собственной жизни спасавших наших солдат, оказавшихся волею обстоятельств на оккупированной немцами территории.
Целый месяц Хима Григорьевна прятала раненого летчика, а когда он поправился, помогла связаться с партизанами. Мингазу Тимирову после лечения в госпитале удалось вернуться в авиацию и совершить после этого еще не один боевой вылет, всего же их было более 250.
После войны Мингаз Ибрагимович двенадцать лет проработал инструктором аэроклуба, затем трудился в Республиканском совете профсоюзов, в управлении “Татагропромстрой”. С солдатской вдовой Химой Григорьевной Тимирова долгие годы связывали крепкие узы дружбы. Первым делом после войны он прислал ей денег на строительство дома, на покупку коровы (прежнюю угнали немцы). Помогал детям Химы Григорьевны получить образование. Больше десяти раз приезжал Тимиров в гости к своей спасительнице, принимал участие во встречах партизан-подпольщиков Днепропетровской области.
Да и сама Хима Григорьевна несколько раз приезжала в Казань к своему названному сыну, была хорошо знакома с его женой Клавдией Михайловной, врачом по профессии. Кстати, в начале 50-х годов Хима Маргулис вместе с Мингазом Тимировым были гостями редакции нашей газеты. После чего на ее страницах появился очерк об этой волнующей истории.
А на следующий день после юбилея Мингаз Ибрагимович вновь был на своем рабочем месте: писал письма-ходатайства, отдавал распоряжения, звонил по телефону, доказывая кому-то из начальства, как важно и необходимо оказать помощь тому или иному конкретному ветерану войны.
…Меня он заранее пригласил на свой столетний юбилей, пообещав обязательно до него дожить.