Чуть больше года осталось до празднования тысячелетия столицы Татарстана, когда в Казань съедется несметное число гостей. Согласитесь, для того, чтобы приезжие смогли оценить всю прелесть местных достопримечательностей, до них сначала нужно добраться. Вопросам повышения безопасности дорожного движения в Казани и улучшения его организации было посвящено вчерашнее заседание Комиссии по безопасности дорожного движения при Кабинете Министров РТ. Участие в нем приняли Премьер-министр РТ Рустам Минниханов и мэр Казани Камиль Исхаков.
По словам главного инспектора по безопасности дорожного движения в республике Рифката Минниханова, аварийность в столице Татарстана по-прежнему растет. Только нынешний год принес 882 ДТП – треть от общего количества аварий в республике. Что делать? Больше штрафовать нарушителей? Да, это эффективная мера, но только таким воздействием на водителей ситуацию не выправить. Прежде чем требовать от участников движения соблюдения правил, нужно создать для них нормальные дорожные условия. Каждый год добавляет на магистрали республики 10-13 тысяч вновь зарегистрированных авто, а дорог строится совсем немного. Добавьте еще и транспорт, движущийся через Казань транзитом. Городские магистрали перегружены в 3-4 раза по сравнению с нормативами, а в часы пик более чем на 20 участках города автомобили передвигаются черепашьим ходом. Разгрузить их в некоторой степени помогут закольцованные магистрали будущего – малое и большое кольцо, а также уже строящийся мост через Казанку. По мнению специалистов, понтонный мост уже исчерпал свои возможности и скоро будет закрыт. Но это еще пусть даже не столь отдаленное, но будущее, к тому же требующее больших финансовых вложений. А ездить по городу нужно уже сегодня.
Не лучше обстоят дела с местами для парковок. Понятно же, что брошенные возле обочины авто существенно мешают транспортному потоку, однако реальное число мест хранения и парковки в Казани составляет чуть более 60 процентов от потребности. Особенно актуальна эта проблема возле рынков и супермаркетов. Ну, допустим, Колхозный или Чеховский рынки существуют не одно десятилетие, и в свое время строители не рассчитывали на нынешний автомобильный бум. Но почему, например, при возведении многоэтажного торгового комплекса “Муравейник” о местах для стоянки автомобилей покупателей опять не позаботились? Сколько же можно наступать на одни и те же грабли?
Если у водителей свои проблемы, то у пешеходов – свои: как без ущерба для здоровья перейти на другую сторону улицы, ведь 63 процента казанских ДТП – это наезды на пешеходов. А переходов в Казани – единицы.
По мнению мэра города Камиля Исхакова, лучшим выходом в этом случае стало бы строительство надземных (подземные уж слишком дороги) переходов. Но и на них требуется кругленькая сумма. Помочь могут столичные предприниматели. Так, администрация магазина “ИКЕА” предполагает построить переход через участок так называемой Южной трассы – чтобы обеспечить своим покупателям беспрепятственный переход к магазину. Фирма AdS предложила построить два-три таких “моста” в обмен на разрешение использовать их затем в рекламных целях. Дело благое, заметил на это Рустам Минниханов, но ведь на строительство потребуются немалые суммы (по подсчетам, не менее 5-8 миллионов рублей на одно сооружение), а столь солидный кредит пока еще юной фирме с годовым оборотом в 5 миллионов рублей вряд ли согласится дать любой банк. А мостовых переходов, заметил Р. Минниханов, Казани нужно не менее тридцати…
Вызывает опасение и состояние так называемого “частного транспортного сектора”. Слов нет, индивидуальные предприниматели существенно выручают Казань: по данным городской ассоциации частных перевозчиков, около половины пассажиров (от себя могу добавить: платежеспособных пассажиров, ибо льготников частники не жалуют) предпочитают передвигаться по городу именно на их “газельках” и “пазиках”. Однако транспортная дисциплина у водителей-“чэпэшников” весьма низка, и около семидесяти процентов аварий с участием автобусов на их совести.
Для того, чтобы нормализовать обстановку на казанских дорогах, комиссия посчитала необходимым внедрить современную систему контроля АСУ-Т за работой автобусных маршрутов марки “ПАЗ” индивидуальных предпринимателей (“газельки” же, по всей видимости, скоро исчезнут с маршрутов), а также установить подобную систему на автобусах муниципальных автотранспортных предприятий.