Они летают на вертолетах, прыгают с парашютом, осваивают профессию водолаза, метко стреляют. Им не страшно оказаться в ночном лесу без спичек и даже без крошки съестного. Марш-бросок на шестьдесят километров в полной боевой выкладке? Не проблема. Помочь одиноким старикам в огороде или на подворье? Без лишних слов – лопаты в руки. А еще – жесткая военная дисциплина, ни капли спиртного или никотина.
И это все – “Застава”. Именно так называется подростковый военно-патриотический клуб, созданный полтора года назад в Заинске при поддержке местной администрации. Возглавил клуб “афганец” Наиль Хисметдинов. Идеей собрать трудных подростков в некое объединение, которое вырвало бы их из-под влияния улицы, бывший пограничник “болел” давно.
– Вы знаете, я ведь и сам не из легких,- говорит Наиль.- Что такое улица, ее влияние, чем заканчивается неравная борьба ребенка с соблазнами подворотни, я знаю не понаслышке. И ведь до армии ничем особо я и не занимался. Ну учился, шатался, как и другие мои ровесники. Но уже первые три месяца армейской учебки перевернули все мое сознание. А уж когда попал в Афганистан, в погранвойска, то тут началась совсем другая жизнь. Это знаете, как пройдешь какой-то рубеж и понимаешь, что к старому возврата нет ни при каких условиях.
Афган и сам по себе был тяжелым, а зачастую и страшным испытанием на прочность настоящих мужских отношений, характера. Многое я тогда переоценил. И уже потом, на гражданке, не буду скрывать, многое я не мог принять. Для нас на войне любовь к Родине не была пустым звуком. Это чувство нас объединяло под пулями. Не будем говорить о том, какая то была война. Ведь мы ушли воевать, подчиняясь долгу перед своей Родиной. А что творилось в последние годы? Полное отрицание любых патриотических чувств. Полная дискредитация армии. Полный “пофигизм” со стороны молодежи. И в этих условиях военно-патриотическое воспитание приобретает особое значение. Националисты и лжепатриоты всех мастей превратили святые истины в политические лозунги, которые растлевают молодежь. Даже само слово “патриотизм” приобрело негативный смысл. И это, конечно же, порождает безверие, цинизм, агрессивность.
Необходимо преодолеть искаженные представления о любви к Родине, гордости за Отечество и воспитывать настоящих граждан своей страны. Это задачи нашего клуба по большому счету. Та цель, которая стоит перед нами. Но есть еще одна причина, из-за которой я взялся за организацию клуба. Мы как-то привыкли считать, что все парни подряд так и норовят “откосить” от армии. Нет, это не так. Вот эти самые трудные подростки, оказавшиеся увлеченными, интересными ребятами, уже сейчас готовят себя к воинской службе. Им энергию свою кипучую девать некуда! А сейчас, когда у нас такая насыщенная жизнь, им просто не до баловства. Мы хотим показать ребятам, что есть на свете вещи покруче и поинтереснее, чем битье стекол или пивная пьянка…
Прежде чем затеять такое серьезное дело, Наиль Сабирзянович решил посоветоваться с опытными педагогами. Первым делом направился к тогдашнему руководителю аппарата администрации Татьяне Воропаевой (сейчас она первый заместитель главы администрации). Не случайно именно к ней. Дело в том, что Татьяна Васильевна долгие годы возглавляла известное в республике профессиональное училище № 98. Надо ли говорить, какой контингент ребят обычно приходит сюда в надежде получить хоть какое-то образование? Воропаевой удалось сделать училище лучшим в республике, работая с теми же трудными подростками. Дисциплине и порядку здесь до сих пор любое элитарное учебное заведение может позавидовать. Так что огромный педагогический опыт Воропаевой оказался для новоиспеченного педагога Хисметдинова просто бесценным. Тем более что и заинский глава Ринат Фардиев полностью поддержал инициативу бывшего пограничника. Постановление, подписанное им, помогло поставить клуб на ноги. Выделили помещение, где ребята могли не просто собираться, но
и проводить занятия.
Это помещение администрация отдала клубу в безвозмездное пользование. И что очень важно, клуб не остался без финансовой поддержки. Средства на его содержание нашлись. Ведь, кроме самого помещения, нужны были и штаты. Теперь в клубе работает водолаз Сергей Каменный, отдавший этой профессии тридцать лет. Сергей Алексеевич – человек увлеченный и к своим новым обязанностям отнесся со всей ответственностью. Даже свое личное оборудование для клуба привез. В результате ребята из “Заставы” теперь умело обращаются с водолазным снаряжением. Даже экзамены по теории подводного спорта сдали, и не кому-нибудь, а самому Риталию Валентиновичу Марданову, президенту республиканской Федерации подводных видов спорта. Четырнадцать ребят уже получили удостоверения подводных пловцов. Кстати, двух из них – Диму Коноплева и Сашу Голубева – нынешней осенью будут провожать в армию. Эти ребята службы не боятся, наоборот, мечтают о погранвойсках, чтобы служить так же достойно, как и руководитель “Заставы”.
Директор клуба Наиль Хисметдинов рассказывает:
– В первую очередь мы ознакомились с деятельностью аналогичных клубов в республике. Ведь в каждом из них свои особенности, своя “изюминка”. Нам такие контакты помогают оценить свою деятельность и найти новые формы работы. Наши ребята заняты не только в учебно-тренировочном процессе, участвуя в полевых занятиях, общефизической и строевой подготовке. Они активны в городских мероприятиях, соревнованиях. Совсем недавно бывшие чуть ли не изгоями, от которых все просто отмахивались, теперь они – на виду. И этот момент очень важен в воспитательном процессе. Ребята не чувствуют себя лишними. Они нужны обществу.
Вот совсем недавно готовили детский оздоровительный лагерь “Ялта-Зай” к открытию. Так именно ребята из “Заставы”, засучив рукава, привели в порядок прилегающий к территории берег, чтобы новый сезон в лагере был пляжным. Опять-таки пригодились они на физкультурно-оздоровительном комплексе, где проходят многие наши тренировки. Здесь ребята вычистили бассейн. Замечательно то, что деятельность нашего клуба не пущена на самотек. Внимание, причем искреннее и заинтересованное, уделяет нам районная администрация. Работаем в тесном контакте с Заинским военкоматом. Мы знаем, что любую нашу идею подхватит военком Камиль Наилевич Ганиев. Он не только советом поможет, но и реальную помощь окажет. Первым делом мы решили вопрос экипировки. Это ведь очень важно для ребят – внешняя атрибутика, своеобразная причастность к армии. За техникой для выездов на тренировочные сборы опять-таки обращаемся в военкомат. Мы знаем, что в любых своих начинаниях можем положиться на него. Ведь по большому счету одно общее дело делаем.
– Дело у нас, действительно, общее, – замечает заинский военком подполковник К. Ганиев. – Ситуация с допризывной молодежью крайне сложная. Если в советские времена начальная военная подготовка давала хоть какое-то представление о будущей службе, то теперь ребята идут в армию практически не подготовленными. Сейчас в России патриотическим воспитанием молодежи занимается большое количество разных структур. Некоторая их часть, и, по-видимому, немалая, под благовидным предлогом патриотического воспитания молодежи занимается вербовкой людей для своих организаций с целями, известными только им. Что происходит за их стенами – неизвестно. Как, впрочем, непонятно, в каком направлении идет воспитание и чьим идеалам служат эти объединения. В результате количество молодежных организаций растет, а произвол на улицах городов, спровоцированный молодыми людьми, не уменьшается. Не уменьшается и число тех, кто не желает служить в армии. Поэтому большую надежду мы возлагаем на объединения, подобные “Заставе”. Только передавая и
развивая лучшие традиции российского воинства и противодействуя проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде одновременно с физическим развитием молодежи и детей и повышением привлекательности здорового образа жизни, мы сможем воспитать полноценных граждан общества.
Заинские ребята из “Заставы” от армии “косить” и не думают. Они и физически, и морально готовы к службе! Тем более, что в том же Заинске примеров для них немало. Сколько ребят, возвращаясь из армии, приходят к ним на встречи, чтобы рассказать о своей службе. Совсем недавно “заставцы” встречались с Михаилом Коляшевым, только что отслужившим в 106-й дивизии ВДВ. Сейчас Миша оформляется на контрактную службу, не хочет расставаться с армией.
– Не скрою, было тяжело в первые дни, – рассказывал десантник. – Ведь до армии подготовки не было практически никакой. Ребятам из “Заставы” будет куда легче. Они со многими армейскими требованиями уже знакомы. А я только на сборном пункте понял, что это такое – армейская жизнь. Ребята уже сейчас с парашютом прыгают, а я только через месяц совершил свой первый прыжок, сейчас их на моем счету шестнадцать. Если честно, то когда шел в армию, готовился к худшему. Ну, думаю, начнется всякая неуставщина. Много ведь пишут об этом, по телевизору какие ужасы показывают. Два года прошло, и скажу откровенно: кто-то намеренно нагнетает атмосферу. Да, наверное, есть случаи неуставных отношений. Но вот у нас командиры жестко следили за дисциплиной. Да и казармы оказались совсем не такими, как мы ожидали, – чистые, уютные. Много живых цветов и растений. Даже живой уголок у нас был. В нашем жили хомячки. Побывал я в Чечне, принимал участие в “зачистках”. Меня Бог миловал, но были и раненые в нашей роте. Именно там я понял, чт
о такое жизнь, и научился ценить друзей. И я сегодня говорю ребятам: армия – это самое мужское дело. И готовиться к службе надо именно сейчас, пока они учатся в школах. У них, в отличие от меня, есть такой замечательный клуб, как “Застава”, откуда они выходят подготовленными и физически, и духовно к взрослой жизни.
Об этом говорила ребятам на одной из встреч и Зания Хабибуллина. Ее сын Абдурахман Кулдашев служит сейчас на Камчатке.
– Как я обивала пороги военкоматов, только бы сын не ушел в армию, – рассказывает Зания Наилевна. – Но сейчас вижу, насколько была неправа. Сын сам настоял на том, чтобы уйти служить. И он очень изменился за это время. Сильнее стал, мужественнее, ответственнее. Здесь бы точно от рук отбился, но теперь, я думаю, он с верного пути не сойдет. Абдурахман стал в армии взрослым человеком.
Сегодня в военно-подростковом клубе занимаются двадцать пять человек. И если сказать, что они живут интересной насыщенной жизнью, это будет чистой правдой. Жизнь в клубе кипит. Ребятам уже мало парашютов, подводного плавания, марш-бросков. Они теперь горят еще одной идеей: организовать в Заинске клуб служебного собаководства, выращивать здесь немецких овчарок и готовить их к службе на границе. А еще хотят подружиться с местной милицией и на базе их спортивного зала начать тренировки, чтобы в будущем, возможно, стать “краповыми беретами”. Хотят ребята и конный спорт освоить. Тем более что городские конюшни нынче в ведении местного спорткомитета, и есть возможность не только научиться держаться в седле, но и освоить науку ухода за лошадьми.
Заинские ребята из “Заставы” от армии “косить” и не думают. Они и физически, и морально готовы к службе! Тем более, что в том же Заинске примеров для них немало. Сколько ребят, возвращаясь из армии, приходят к ним на встречи, чтобы рассказать о своей службе. Совсем недавно “заставцы” встречались с Михаилом Коляшевым, только что отслужившим в 106-й дивизии ВДВ. Сейчас Миша оформляется на контрактную службу, не хочет расставаться с армией.
– Не скрою, было тяжело в первые дни, – рассказывал десантник. – Ведь до армии подготовки не было практически никакой. Ребятам из “Заставы” будет куда легче. Они со многими армейскими требованиями уже знакомы. А я только на сборном пункте понял, что это такое – армейская жизнь. Ребята уже сейчас с парашютом прыгают, а я только через месяц совершил свой первый прыжок, сейчас их на моем счету шестнадцать. Если честно, то когда шел в армию, готовился к худшему. Ну, думаю, начнется всякая неуставщина. Много ведь пишут об этом, по телевизору какие ужасы показывают. Два года прошло, и скажу откровенно: кто-то намеренно нагнетает атмосферу. Да, наверное, есть случаи неуставных отношений. Но вот у нас командиры жестко следили за дисциплиной. Да и казармы оказались совсем не такими, как мы ожидали, – чистые, уютные. Много живых цветов и растений. Даже живой уголок у нас был. В нашем жили хомячки. Побывал я в Чечне, принимал участие в “зачистках”. Меня Бог миловал, но были и раненые в нашей роте. Именно там я понял, что такое жизнь, и научился ценить друзей. И я сегодня говорю ребятам: армия – это самое мужское дело. И готовиться к службе надо именно сейчас, пока они учатся в школах. У них, в отличие от меня, есть такой замечательный клуб, как “Застава”, откуда они выходят подготовленными и физически, и духовно к взрослой жизни.
Об этом говорила ребятам на одной из встреч и Зания Хабибуллина. Ее сын Абдурахман Кулдашев служит сейчас на Камчатке.
– Как я обивала пороги военкоматов, только бы сын не ушел в армию, – рассказывает Зания Наилевна. – Но сейчас вижу, насколько была неправа. Сын сам настоял на том, чтобы уйти служить. И он очень изменился за это время. Сильнее стал, мужественнее, ответственнее. Здесь бы точно от рук отбился, но теперь, я думаю, он с верного пути не сойдет. Абдурахман стал в армии взрослым человеком.
Сегодня в военно-подростковом клубе занимаются двадцать пять человек. И если сказать, что они живут интересной насыщенной жизнью, это будет чистой правдой. Жизнь в клубе кипит. Ребятам уже мало парашютов, подводного плавания, марш-бросков. Они теперь горят еще одной идеей: организовать в Заинске клуб служебного собаководства, выращивать здесь немецких овчарок и готовить их к службе на границе. А еще хотят подружиться с местной милицией и на базе их спортивного зала начать тренировки, чтобы в будущем, возможно, стать “краповыми беретами”. Хотят ребята и конный спорт освоить. Тем более что городские конюшни нынче в ведении местного спорткомитета, и есть возможность не только научиться держаться в седле, но и освоить науку ухода за лошадьми.