До чего же хороши народные праздники! Они, словно струи чистой родниковой воды, омывают человека и дарят ему любовь, чувство единения, необыкновенную приподнятость духа.
Особенно привлекательны фольклорные праздники для молодежи. Это не скучный урок истории, а ожившая легенда на солнечной поляне, где ты сам участник.
Республиканский праздник чувашской культуры Уяв, прошедший недавно в селе Новое Сережкино Лениногорского района, совпадает по времени, да и по некоторым традициям с татарским Сабантуем. Праздник, который отмечался уже в десятый раз, способствует возрождению национальной культуры чувашского народа.
– Новое Сережкино – самое подходящее место для проведения народного праздника Уяв, – говорит заместитель главы администрации района Евгения Рослова. – У нас это единственное чувашское село, и здесь издревле в эти дни вплоть до сенокоса проводился Уяв.
Новое Сережкино сохранило для потомков множество народных песен и старинных обрядов. Не случайно фольклористы из Чувашии так интересуются традициями этого села. На праздник приехали представители соседних регионов, чтобы записать песни, послушать истинный фольклор, перенять опыт. Представитель Чувашской национально-культурной автономии Константин Яковлев похвастался, что собрал много ценного материала. Много было и школьников, в том числе из Самарской области.
Красочная кавалькада в белоснежных одеждах с яркими вышивками высыпала на поляну, где были приготовлены скамьи для многочисленных гостей, съехавшихся из 15 районов Татарстана и соседних республик. Отличительная черта Уява – никакой заорганизованности и официоза. Все естественно, от души.
Не случайно на Уяве я встретила главу Совета местного самоуправления Старого Суркино Инну Альмукову. Эта деревня – признанный в республике центр возрождения чувашской культуры. Вот бабушки из Старого Суркино поют протяжную песню на сцене. И как поют – сердцем! Невольно поддаешься обаянию мелодии и видишь выдолбленные челны с беженцами, плывущие по реке… Ведь многие чувашские деревушки заложили именно переселенцы. Потревожили набегом чужаки покой потомков печенегов и хазар (многие здешние старожилы считают их своими предками) – вот и началось великое переселение, которому посвящен целый цикл полотен известного живописца уже из другого села – Рунга Буинского района – Александра Алексеева. А Гузель Столярова, основываясь на материалах истории старинных чувашских сел (главным образом Старого Суркино), написала докторскую диссертацию по язычеству.
А между тем старосуркинские бабушки спели и идут к нам: Албике Паймуллина, Майбике Ильмукова, Чихесь (что в переводе – “ласточка”). У бабушек обветренные, коричневые от солнца, морщинистые лица и лучистые глаза, открытые и полные мудрости. Они знают много всяких заговоров-обрядов – от порчи, сглаза, дурных болезней.
Как рассказывают знатоки, Уяв начинается в день солнцестояния. У чувашей был свой языческий календарь, и месяцы там другие. Их знают только очень старые люди. В этот день поются особые песни. Одну из них спели и наши бабушки. Перевод примерно такой: “Тот, кто подкладывает березовые дрова, как может вытерпеть дым от них. Тот, кто топит кленом, как может вынести жар от него. Тот, кто берет любимую, не чувствует, как ночь проходит. Тот, кто на вдове женится, намается”. Иногда поются и свадебные песни, и рекрутские.
Кто из чувашей не знает фольклорный ансамбль под руководством Аркадия Харитонова из Старого Тимошкино Аксубаевского района! Он выступал и на первом Уяве, задавая там тон. Дело тогда было новое, необычное, и Аркадий Харитонов был ярым сторонником Уява. Прошли годы, и коллектив, который с гастролями побывал во многих чувашских селах республики, не сдает позиций. А вот фольклорный ансамбль “Шузем” из Чувашской Майны Алексеевского района привезла его руководитель Людмила Никифорова. Она не скрывала, что ее мечта – видеть следующий Уяв на родной земле. Так и получится. По традиционной жеребьевке именно на Алексеевский район пал выбор фортуны – там пройдет следующий Уяв.
Фольклорные коллективы “Чегес”, “Пилеш”, ансамбли “Илем”, “Палан”, “Шанкарав”, “Утмал Турат”, “Шузем”, “Тарават”, “Заря” и другие сумели передать ауру старинного народного праздника. Всем его участникам вручили прекрасно иллюстрированные книги о чувашской национальной культуре.
Вся деревня вышла провожать гостей за околицу. Впереди – новые встречи.
Людмила СУХАНОВА.
Нынешний Сабантуй в Набережных Челнах по-особому запомнится Альбине Хасановой, Гузели Миннигалеевой и Гузэли Хасановой (на снимке). Они приняли участие в популярном конкурсе “Красавица Сабантуя” и были признаны лучшими в отдельных его номинациях.
Сам этот конкурс, как утверждают, родился именно в Набережных Челнах. Нынче он проводился в одиннадцатый раз, то есть стал традиционным. И, конечно, он придает местному Празднику плуга особый колорит.
И “главная красавица” (нынче ею стала студентка Нурсия Хамидуллина), и все восемь финалисток этого зрелищного конкурса в день Сабантуя не только вкушали плоды свалившейся на них популярности, но и участвовали в награждении победителей различных состязаний.