Похоже, нам надо готовиться к предстоящему с января следующего года повышению стоимости жилищно-коммунальных услуг.
На пресс-конференции в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям начальник управления экономики в ЖКХ татарстанского Минстроя Руслан Шамсутдинов напомнил, что в нынешнем году сильный рост затрат у коммунальных предприятий произошел, главным образом, из-за повышения цены на газ (на 26 процентов), стоимость которого в структуре тарифов составляет 40-50 процентов. В этом году республиканским Правительством во избежание социальной напряженности были приняты меры по сдерживанию роста тарифов. Если при нынешней цене на голубое топливо “коммуналка” должна была подорожать как минимум на 13 процентов, то власти позволили поднять ее стоимость лишь на семь процентов. “Я считаю, что дальше сдерживать рост тарифов мы уже не сможем, иначе при очередном увеличении цены на газ предприятия коммунального комплекса окажутся в критическом состоянии. Это может привести к их тотальному отключению от электро- и газоснабжения. И, как следствие, – к недопоставке услуг населению”, – предупредил представитель министерства.
Кроме того, федеральный парламент в настоящее время решает вопрос об отмене со следующего года перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Как известно, сегодня расценки на электричество для населения значительно ниже, нежели для предприятий. То есть юридические лица и индивидуальные предприниматели покрывают убытки, которые несут энергетики при снабжении киловаттами граждан. Но после отмены “перекрестки” тарифы для населения могут взлететь аж на 30 процентов.
Дополнительная нагрузка
На росте квартплаты в текущем году немало сказалось повышение платежа населения за капитальный ремонт. Связано это с началом реализации в Татарстане пилотного проекта по ликвидации недоремонта много-квартирного жилого фонда. Чтобы запустить эту программу, республика, по требованию законодательства, должна была перейти на федеральный стандарт стоимости капремонта жилья, установленный на 2009-2011 годы в размере не менее пяти рублей на один квадратный метр общей площади в месяц. Это позволило привлечь к выполнению проекта дополнительно 2,5 млрд. рублей. Помимо того, 2,5 млрд. рублей предусмотрено для Татарстана Фондом содействия реформированию ЖКХ и 2,4 млрд. – республиканским и муниципальными бюджетами. Сегодня на эти средства ремонтируется значительное количество домов и проводятся мероприятия по энергосбережению (установка коллективных приборов учета ресурсов, утепление фасадов зданий, замена подъездных дверей и так далее).
Платеж за капремонт начисляется всем жильцам многоквартирного жилфонда независимо от того, проводятся или планируется ли в ближайшей перспективе производить капитальные работы в каких-либо домах. Понятно – выполнять пилотный проект нужно, тем более, что его социальная направленность очевидна. Однако Федеральный центр намерен постепенно вывести платежи за кап-ремонт, так сказать, на самоокупаемость. То есть утверждать их на том уровне расценок, который обеспечит полное возмещение затрат при ремонтных работах. Трудно даже предположить, каков будет этот уровень, если стоимость таких работ только на отдельно взятом доме исчисляется многими миллионами рублей. И соответствующими субсидиями для малообеспеченных граждан “квартплатную” проблему не решить, ведь большая часть семей находится на грани этой “малообеспеченности”.
По мнению чиновников от ЖКХ, сегодня снизить плату за коммунальные услуги можно только за счет повышения энергоэффективности домов. В текущем году планируется установить 7400 подомовых приборов учета электроэнергии, газа и воды, которые позволят гражданам платить только за реально потребленные ресурсы. Однако опять же: одно дело, когда по “приборным” платежкам рассчитываются жильцы нестарых домов, другое дело – изрядно изношенных, в которых внутридомовые потери ресурсов весьма велики, а оплачивать их придется. И какая здесь социальная справедливость?..
Спасение утопающих…
В конце прошлого года постановлением Правительства РФ были утверждены стандарты предоставления информации предприятиями коммунального хозяйства, а также субъектами естественных монополий, обеспечивающими наши дома тепловой энергией. Согласно этому документу любой гражданин может обратиться в такую организацию с требованием предоставить ему сведения о ее финансово-хозяйственной деятельности, механизме формирования того или иного тарифа (что для нас всегда было тайной за семью печатями), потребительских характеристиках поставляемых услуг и многом другом, что определяет качество и стоимость этих услуг. То есть подразумевается, что обычный обыватель, обладая всей этой информацией, может проанализировать, соответствует ли, к примеру, мутная и пахучая вода, текущая из его крана, той цене, которую ему заломили местные организация ЖКХ и госорган по тарифам. Если нет – пожалуйте хоть в суд…
А еще на федеральном уровне разрабатывается законопроект о порядке раскрытия информации управляющими организациями, который планируется утвердить в четвертом квартале этого года.
“Именно собственник, обладающий сегодня всеми правами, должен регулировать тарифы и отслеживать, куда направляются его деньги, устанавливать правила игры и по заключению договоров с управляющими компаниями, и по форме отчетности, и так далее, – утверждает Руслан Шамсутдинов. – Тем более, на республиканском уровне у нас уже принят рекомендательный базовый перечень стандартов раскрытия информации жилищными организациями”.
В общем, государство пытается установить эдакий общественный контроль за деятельностью жилищных и коммунальных предприятий. Но обладают ли обычные обыватели достаточной квалификацией для того, чтобы делать это? И спрашивается, чем же тогда будет заниматься многочисленная армия чиновников от ЖКХ?
По итогам последнего всероссийского конкурса на лучшую организацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства одним из победителей стало казанское предприятие, обслуживающее довольно обширную территорию столицы республики. Так вот, нареканий со стороны жильцов к этому победителю масса: некоторые подъезды не убираются годами, мусоросборники разгребаются нерегулярно и так далее. А ведь хотелось бы при возрастающей квартплате, чтобы и качество услуг улучшалось.
Вместе с тем на вышеупомянутой пресс-конференции журналисты выразили возмущение по поводу грязных, замусоренных улиц и подъездов жилых домов нашей столицы. Начальник отдела ценообразования и тарифов исполкома Казани Лилия Галятова заявила: мы сами бросаем мусор куда попало. “Кто-нибудь сказал своему ребенку, что обертку от мороженого нужно отнести на мусорку?.. Есть такие подъезды, что бывает жалко уборщицу – она только уберется, а там снова такое…” – не мудрствуя, высказалась чиновница, так и не ответив, что же все-таки предпринимается властями города для того, чтобы Казань стала чистой. Ведь в других татарстанских городах этого сумели добиться…